PERSONAL TRAITS OF ADOLESCENTS PRONE TO VICTIM BEHAVIOR ON THE INTERNET

Authors

  • Tatyana G. Bobchenko Vladimir State University

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2023-2-59-65

Keywords:

adolescence, victim behavior, cyberbullying, personality traits

Abstract

The paper presents the results of a study of personality traits of adolescents prone to victim behavior on the Internet using the example of cyberbullying. The study is based on theoretical analysis of primary sources and empirical research conducted by the author. Analytical methods used in the study include analysis and compilation of primary sources, empirical data collection (questionnaires, testing), results processing (mathematical statistics). Conclusions drawn by the author describe the differences in personality traits of adolescents with and without experience of victim behavior on the Internet (cyberbullying).

Author Biography

Tatyana G. Bobchenko, Vladimir State University

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии

References

Андронникова О. О. Возможности трансформации дезадаптивных форм виктимного поведения подростков в образовательном пространстве // Философия образования. 2014. № 1 (52). С. 178-184.

Профилактика и коррекция виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет: теория, практика / Г. Ф. Биктагирова, Р. А. Валеева, А. Р. Дроздикова-Зарипова и др. Казань: Отечество, 2019. 320 с.

Путинцева А. В. Развитие феномена «кибербуллинг»: анализ подходов к определению // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2020. № 3 (89). С. 51-57.

Пестов С. В. Противоправное воздействие на детей и молодежь в киберпространстве // Теория государства и права. 2018. № 4. С. 64-74.

Макарова Е. А., Макарова Е. Л., Махрина Е. А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, № 3. С. 293-311.

Щипанова Д. Е. Результаты исследования кибербуллинга в образовательных организациях // Новые информационные технологии в образовании: материалы IХ Международной научно-практической конференции, 15-18 марта 2016 года. Екатеринбург, 2016. С. 443-447.

Погорелова Е. И., Арькова И. В., Голубовская А. С. Психологические особенности подростков, включенных в ситуацию кибербуллинга // Северо-Кавказский психологический вестник. 2016. Т. 14, № 2. С. 47-53.

Кибербуллинг как форма девиантного поведения личности в интернет-пространстве / Л. В. Жихарева, И. С. Лучинкина, А. А. Гребенюк, А. И. Лучинкина // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т. 8, № 4. С. 115-126.

Колесников Е. А. Исследование психологических характеристик подростков, склонных к виктимному поведению в виртуальном пространстве // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия, психология, педагогика. 2019. Т. 29, вып. 2. С. 148-159.

Усмонова Р. Н., Лучинкина И. С. Психологические характеристики участника буллинга в интернет-пространстве // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2018. № 2 (12). С. 62-67.

Князева М. С. Исследование стрессоустойчивости личности как условие профилактики кибербуллинга в подростковом возрасте // Информация как двигатель научного прогресса: сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции (Стерлитамак, 30 мая 2019 г.). Стерлитамак: АМИ, 2019. C. 61-65.

Стукало И. С., Дроздикова-Зарипова А. Р. // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения», Москва, 15-16 апреля 2020 года: в 3 т. М.: Перо, 2020. Т. 3. С. 725-731.

Усмонова Р. Н. Психологические особенности жертв кибербуллинга // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2017. № 1 (7). С. 162-165.

Воробьева К. А. Личностные особенности подростков, занимающих различные позиции в структуре кибербуллинга // Актуальные проблемы психологического знания. 2022. № 3 (60). С. 126-134.

Лисакова А. А. Личностные особенности подростков, подвергающихся кибербуллингу // Психология XXI века. Психологические исследования: от теории к практике: сборник тезисов участников международной научной конференции молодых ученых, 21-23 апреля 2021 года / под ред. А. В. Шаболтас. СПб.: Скифия-принт, 2021. С. 122-123.

Шашова С. В. Интернет-компетентность подростка как важный структурный элемент стрессоустойчивости в ситуации кибербуллинга // Приоритеты стратегии научно-технологического развития России и обеспечение воспроизводства инновационного потенциала высшей школы: материалы Всероссийской научной конференции, г. Ижевск, 27 февраля 2019 года / отв. ред. А. М. Макаров. Ижевск: Удмуртский университет, 2019. С. 416-419.

Скорынин А. А., Вихман А. А. Интеллектуальные предикторы кибербуллинга и компьютерной зависимости в подростковом возрасте // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 3. С. 9-28.

Кочетова Ю. А., Климакова М. В. Эмоциональный интеллект в условиях информационного общества и кибербуллинга // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 2, т. 7. URL: https://mir-nauki.com/PDF/64PSMN219.pdf (дата обращения: 11.04.2023).

Густодымова В. С., Галушко М. В. Психологические особенности подростков, включенных в ситуацию кибербуллинга в социальных сетях // Актуальные проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности личности: сборник тезисов докладов I Всероссийской научно-практической конференции, г. Севастополь, 4-6 октября 2018 года. Севастополь: IDEA, 2018. С. 72-76.

Баранов А. А., Рожина С. В. Копинг-стратегии подростка в ситуации кибербуллинга // Вестник Удмурдского университета. Серия: Философия, психология, педагогика. 2016. Т. 26, вып. 2. С. 37-45.

Шпаковская Е. Ю., Клюкина А. А. Психологические особенности виктимного поведения подростков, подвергавшихся кибербуллингу // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN120.pdf (дата обращения: 11.04.2023).

Cолдатова Г. У., Зотова Е. Ю. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн-ситуация и способы совладания // Образовательная политика. 2011. № 5 (55). С. 11-22.

Associations of traditional and peer cyber-victimization with adolescents’ Internet use: A latent profile analysis / G. Gini, C. Marino, J.-Y. Xie, J. Pfetsch, T. Pozzoli // Cyberpsychology. 2019. № 13 (4). URL: https://doi.org/10.5817/CP2019-4-1 (дата обращения: 11.04.2023).

Who is involved in cyberbullying? Latent class analysis of cyberbullying roles and their associations with aggression, self-esteem, and empathy / A. Schultze-Krumbholz, M. Hess, J. Pfetsch, H. Scheithauer // Cyberpsychology. 2018. 12 (4). URL: https://doi.org/10.5817/CP2018-4-2 (дата обращения: 11.04.2023).

Knauf R.-K., Eschenbeck H., Hock, M. Bystanders of bullying: Social-cognitive and affective reactions to school bullying and cyberbullying // Cyberpsychology. 2018. 12 (4). URL: http://dx.doi.org/10.5817/CP2018-4-3 (дата обращения: 11.04.2023).

Wright M. F., Wachs S., Harper, B. D. The moderation of empathy in the longitudinal association between witnessing cyberbullying, depression, and anxiety // Cyberpsychology. 2018. 12 (4). URL: http://dx.doi.org/10.5817/CP2018-4-6/ (дата обращения: 11.04.2023).

Uddin M. K., Rahman J. Cyber victimization and cyber aggression among high school students: Emotion regulation as a moderator // Cyberpsychology. 2022. 16 (2). URL: https://doi.org/10.5817/CP2022-2-4 (дата обращения: 11.04.2023).

Armstrong S. B., Dubow E. F., Domoff S. E. Adolescent coping: In-person and cyber-victimization // Cyberpsychology. 2019. 13 (4). URL: https://doi.org/10.5817/CP2019-4-2 (дата обращения: 11.04.2023).

Published

2023-06-14

Issue

Section

Псих. науки: Педагогическая псих., психодиагностика цифр. образовательных сред