DYNAMICS OF INDICATORS OF DEVELOPMENT OF MOTIVATIONAL AND VOLUNTARY SPHERES DURING PRESCHOOL CHILDHOOD

Authors

  • Yulia A. Lapteva Kemerovo State University

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2023-4-75-81

Keywords:

preschoolers, arbitrary sphere, motivational sphere, motives of children, motives of self-affirmation of children, arbitrariness of cognitive choice, arbitrariness, mental development of children

Abstract

The article presents the theoretical rationale and results of empirical research on a sample of children from 4 to 7 years old (n = 303). It is established that the dynamics of indicators can be rightly considered through the assessment of cognitive choice, motives of self-affirmation and establishment and preservation of positive relationships with adults and peers, arbitrariness of actions and cognitive activity, ability to perform actions in accordance with instructions. The differences of parameters and content characteristics of indicators are revealed.

Author Biography

Yulia A. Lapteva, Kemerovo State University

кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной и специальной педагогики и психологии

References

Бура Л. В., Везетиу В. В. Проблема структуры мотивационной сферы личности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65 (1). С. 325-328.

Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2023. 336 с.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Смысл, 2020. 526 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 62-68.

Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.

Кравцова Е. Е. Психологическая проблема готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 150 с.

Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. 256 с.

Детская психология: учебное пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. Минск: Университетское, 1988. 398 с.

Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006. 608 с.

Сотникова И. Д. Мотивационная сфера детей старшего дошкольного возраста: диагностика и развитие // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2. С. 160-162.

Родина И. В. Особенности мотивационной сферы современных городских дошкольников // Вестник науки и образования. 2018. Т. 2, № 6. С. 73-77.

Лаптева Ю. А., Федорова Н. И. Содержательные характеристики мониторинга психического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3, № 3 (11). С. 240-249.

Борисова Е. М., Абдурасулова Т. Д. Диагностика психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-5 лет). М.: Психологический институт РАО, 1998. 16 с.

Диагностика психического развития / Й. Шванцара, Б. Балаштик, В. Голуб, Я. Йирасик. Прага: Авицениум, 1978. 388 с.

Published

2023-12-01

Issue

Section

Псих. науки: Педагогическая псих., психодиагностика цифр. образовательных сред