PROSPECTS FOR AN INTEGRATED APPROACH TO IMPROVING THE SOCIAL STATUS OF VILLAGE TEACHERS IN KRASNOYARSK KRAI (AN OVERVIEW OF 2016-2023 TIMEFRAME)
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2024-3-58-63Keywords:
social status, rural teacher, Krasnoyarsk Territory, prestige of the profession, depopularizationAbstract
The article examines changes in the social status of village teachers in the discourse of implementing program documents in the field of education for 2016-2023, taking into account the characteristics of the rural areas of Krasnoyarsk Krai. The problem of a significant shortage and “aging” of teaching staff in rural areas and an increase in their turnover rate are identified. The problematic aspects of an integrated approach to popularizing the profession of a rural teacher and attracting potential applicants are explored.References
Башманова Е. Л. Общественный статус учителя и престиж педагогической деятельности сквозь призму социально-стратификационного подхода // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18, № 1-1. С. 227-232.
Головчин М. А. Социальное и профессиональное самочувствие учителей российских школ в период реформ и контрреформ // Идеи и идеалы. 2018. Т. 2, № 3 (37). С. 233-252.
Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). URL: https://minobrnauki.gov.ru/files/NP_Obrazovanie.htm (дата обращения: 18.07.2024).
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/(дата обращения: 22.07.2024).
О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497. URL: https://base.garant.ru/71044750/(дата обращения: 26.07.2024).
Сводные отчеты по форме статистического наблюдения // Министерство просвещения Российской Федерации: [сайт]. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/general_edu (дата обращения 15.07.2024).
Ефлова З. Б. Сельская школа России на перекрестке социокультурной модернизации образования // Педагогика сельской школы. 2019. № 1 (1). С. 24-45.
Шерайзина Р. М. Сельская школа и сельский учитель: продуктивные российские и зарубежные практики // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 466. С. 190-201.
Николаева О. В. Специфика сельской школы: место и роль школы в социально-культурной жизни села // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2021. № 5 (34). С. 82-83.
Еретнова Е. П. Становление сельской школы в условиях социокультурной модернизации образования: автореф. дис.. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2022. 24 с.
Кожухова Н. В. Регулирование процесса текучести кадров на предприятии как инструмент управления персоналом // Экономика труда. 2020. Т. 7, № 7. С. 631-642.
Свистунов В. Современные подходы к оценке текучести персонала // Кадровик. 2009. № 6-3. С. 7-17.
Августовский педагогический совет 2023 года // Министерство образования Красноярского края: [сайт]. URL: https://krao.ru/publications/kraevyie-meropriyatiya/aps/(дата обращения: 11.07.2024).
Заработная плата отдельных работников социальной сферы и науки // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 12.03.2024).
Инфляция в крае // Министерство экономики и регионального развития. Красноярский край: [сайт]. URL: http://www.econ.krskstate.ru/ser_kray/potrebrynok/inflation (дата обращения: 18.03.2024).
Петухов Н. А. Государственные программы и рынок труда учителей // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2022. Т. 8, № 3. С. 67-76.
Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/445825-8 (дата обращения: 15.04.2024).
Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию. Полный текст // Парламентская газета. 2024. 29 февраля. URL: https://www.pnp.ru/politics/poslanie-prezidenta-vladimira-putina-federalnomu-sobraniyu-polnyy-tekst.html (дата обращения: 02.04.2024).
Региональный проект «Современная школа (Красноярский край)». URL: http://www.project.krskstate.ru/nacprojects/obrazovanie/regproject/0/id/42855 (дата обращения: 25.07.2024).
Выявление ценностно-смысловых ориентиров профессиональной педагогической деятельности с позиции социально-профессиональной общности современного учительства / И. Г. Харисова, Т. В. Макеева, Е. И. Казакова, И. Ю. Тарханова // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 5. С. 7-26.
Еремина Т. И. Международный опыт по законодательному оформлению статуса учителя // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. № 3-4. С. 116-122.
Феномен буллинга: когда жертвой становится учитель / И. Д. Белеева, Т. А. Заглодина, Л. Э. Панкратова, Н. Б. Титова // Педагогическое образование в России. 2022. № 4. С. 164-169.
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_464808/(дата обращения: 18.12.2023).
Красноярский край. Официальный портал: [сайт]. URL: http://www.krskstate.ru/press/news/0/news/111270 (дата обращения: 12.01.2024).
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя: Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 294-VI. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35900800&pos=2;-106#pos=2;-106 (дата обращения: 21.07.2024).
Автоматизированная информационная система Красноярского края «Навигатор дополнительного образования Красноярского края»: [сайт]. URL: https://navigator.krao.ru/directivities/socialno-pedagogicheskoe/pedagogika?pageSize=39&pageNumber=1 (дата обращения: 13.01.2024).
Итоги приемной кампании 2021 года. URL: https://www.kspu.ru/upload/documents/2021/09/30/2655b9587c75bb7da261151edec3ff0f/itogi-novogo-priema-v-kgpu-im-vp-astafeva-2020.pdf (дата обращения: 12.07.2024).