SOCIOCULTURAL DETERMINATION AND THE CONTENT OF THE CROSS-CULTURAL COMPONENT IN TEACHERS’ EDUCATIONAL ACTIVITIES

Authors

  • Natalia D. Fedyaeva Omsk State Pedagogical University

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2025-4-31-36

Keywords:

cross-cultural education, philological education, educational activities, multilingual society, language, Russia, Kazakhstan

Abstract

The article addresses the importance of philological education. The concept of “education” is analyzed on the basis of normative documents of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan, as well as scholarly publications. Content analysis allows us to identify the main ideas explicated in the texts, as well as to discover gaps in the understanding of educational outreach. The article argues for distinguishing philological education, including its cross-cultural component, and emphasizes its educational potential. A marathon format for cross-cultural education is proposed.

Author Biography

Natalia D. Fedyaeva, Omsk State Pedagogical University

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и лингводидактики

References

Зализняк А. А. Из заметок о любительской лингвистике. М.: Альпина нон-фикшн, 2023. 208 с.

Модельный закон о просветительской деятельности (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 7 декабря 2002 г. № 20-15) // Гарант: информационно-правовое обеспечение: сайт. URL: https://base.garant.ru/2569505/(дата обращения: 01.08.2025).

Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025) // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/01fbae25b3040955277cbd70aa1b907cceda878e (дата обращения: 01.08.2025).

Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности: Постановление Правительства РФ от 1 июля 2022 г. № 1195 // Гарант: информационно-правовое обеспечение: сайт. URL: https://base.garant.ru/404936297/(дата обращения: 01.08.2025).

Макаренко А. С. Народное просвещение в СССР. URL: http://az.lib.ru/m/makarenko_a_s/text_1937_narodnoe_obrazovanie_v_sssr.shtml (дата обращения: 01.08.2025).

Мұхатова О. Х. Қазақстандағы 1920 жылдардағы оқу-ағарту // Л. Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университетінің хабаршысы. Тарихи ғылымдар. Философия. Дінтану сериясы. 2021. № 2 (135). P. 35-47. DOI 10.32523/2616-7255-2021-135-2-35-47.

Анохина И. А. Просвещение нерусских народов Поволжья во второй половине XIX - начале XX века (историография проблемы) // МИТС-НАУКА: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание. 2006. № 5. С. 38.

Экологическое просвещение детей в якутской семье на примере изучения сайылычной усадьбы / М. П. Филиппова, П. Д. Максимов, И. В. Гоголева [и др.] // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 11 (79). С. 133-141. DOI 10.24158/spp.2020.11.23.

Духовно-нравственное просвещение и патриотическое воспитание молодежи России: основные проблемные области и тренды / А. Н. Гуня, А. Б. Ефимов, Т. Б. Рязанова [и др.] // Гуманитарное пространство. 2024. Т. 13, № 4. С. 244-253. DOI 10.24412/2226-0773-2024-13-4-244-253.

Хайбулаев М. Х., Сулейманова Р. В., Салманова Д. А. Этнокультурное просвещение в формировании российской идентичности студента педагогического вуза // Образование и право. 2022. № 5. С. 288-293. DOI 10.24412/2076-1503-2022-5-288-293.

Наумов С. И. Этнокультурное просвещение в контексте обеспечения национальной безопасности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 1 (53). С. 339-341.

Козьякова М. И. Этнокультурный диалог как доминанта российской культуры // Ученый совет. 2019. № 2. URL: https://panor.ru/articles/etnokulturnyy-dialog-kak-dominanta-rossiyskoy-kultury/1781.html# (дата обращения: 01.08.2025).

Протанская Е. С. Этнокультурное просвещение детей в формировании ценностей современной России // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 4 (33). С. 24-31.

Published

2025-12-05

Issue

Section

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования