ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Авторы

  • Кристина Сергеевна Дерксен Алтайский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2025-2-74-79

Ключевые слова:

эмоции, эмоциональный интеллект, виктимность, склонность к виктимному поведению, подростковый возраст

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы эмоционального интеллекта и склонности к виктимному поведению у подростков. Автор акцентирует внимание на необходимости исследования данных категорий. Выявление особенностей эмоционального интеллекта подростков, склонных к виктимному поведению, позволит более структурированно подходить к разработке программы для развития эмоционального интеллекта у таких детей. В статье представлено исследование эмоционального интеллекта и склонности к виктимному поведению подростков сельских школ Алтайского края в возрасте от 13 до 15 лет.

Биография автора

Кристина Сергеевна Дерксен, Алтайский государственный педагогический университет

аспирант, ведущий психолог центра психологического и социального здоровья молодежи

Библиографические ссылки

Малкина-Пых И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. М.: Академия, 2010. 425 с.

Андронникова О. О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332. С. 25-28.

Мельникова Ю. А., Андронникова О. О. Взаимосвязь субъективного ощущения одиночества и виктимного поведения в подростковом возрасте // СМАЛЬТА. 2024. № 3. С. 55-67. DOI 10.15293/2312-1580.2403.05.

Андроникова О. О., Герасимова П. С. Особенности взаимосвязи различных типов жертвенной позиции и эмоционального интеллекта // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 5. С. 118-125.

Адаптация теста Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» на русскоязычной выборке / Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова, А. А. Волочков, А. Ю. Попов // Психологический журнал. 2010. Т. 31, №1. С. 55-73.

Бадиев И. В. Акцентуации характера и эмоционально-волевые свойства в подростковом возрасте // Казанская наука. 2012. № 11. С. 314-322.

Кравченко Ю. Е. Психология эмоций: классические и современные теории и исследования. М.: Форум, 2015. 544 с.

Дерксен К. С. Развитие эмоционального интеллекта как средство профилактики рискованного поведения подростка // Молодежь - Барнаулу: материалы XXV городской научно-практической конференции молодых ученых, Барнаул, 01-30 ноября 2023 года. Барнаул: Алком, 2024. С. 850-851.

Рыгалова М. В. Исследование эмоционального интеллекта подростков, занимающихся театральной деятельностью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2024. Т. 24, № 2. С. 42-50.

Костылева М. А., Елизарова Е. Б., Дубровина Л. А. Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с конфликтным поведением старшеклассников // Перспективы науки. 2024. № 6 (177). С. 198-201.

Дегтярев А. В., Чивилева С. Д., Купцова Д. М. Связь эмоционального интеллекта, уровня одиночества и особенностей отношения к родителям в подростковом возрасте // Психология и право. 2024. Т. 14, № 3. С. 50-68. DOI 10.17759/psylaw.2024140305.

Андронникова О. О. Формирование зависимого поведения как результат реализации виктимного потенциала личности. Новосибирск: НГПУ, 2015. 309 с.

Садокова А. В., Воронкина П. М. Методика исследования эмоционального интеллекта подростков // Психологическая диагностика. 2006. № 3. С. 68-83.

Загрузки

Опубликован

2025-06-16

Выпуск

Раздел

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред