ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: ТРАКТОВКА, СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Авторы

  • Галина Анатольевна Репринцева Белгородский институт развития образования

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2020-4-29-35

Ключевые слова:

функциональная грамотность, младший школьник, стратегия развития, диагностическая модель, формирующее оценивание

Аннотация

В статье предпринята попытка описать концептуальные основы мониторинга функциональной грамотности младших школьников. Автором предложена модель развития функциональной грамотности младших школьников и соответствующий диагностический инструментарий. Описаны три этапа мониторинга функциональной грамотности младших школьников, каждый из которых включает в себя изучение социально-коммуникативного, физического и художественно-эстетического, речевого и познавательного развития детей. Обосновывается ведущая роль педагогического наблюдения и командной работы педагогов школы в ходе сопровождения становления функциональной грамотности младших школьников.

Биография автора

Галина Анатольевна Репринцева, Белгородский институт развития образования

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии

Библиографические ссылки

Губанова М. И., Лебедева Е. П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования // Начальная школа плюс: До и После. 2009. № 12. С. 65—68.

Коренякина Т. Н. Формированиe общеучебных умений у младших школьников «группы риска» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 98. С. 137—143.

Штец А. А. Функциональная грамотность в личностно развивающем образовании // Начальная школа плюс: До и После. 2007. № 8. С. 69—72.

Практическая реализация компетентностного подхода в процессе обучения младших школьников / Н. В. Кузнецова, С. В. Маслова, О. И. Чиранова, А. А. Кадомцева // Начальное образование. 2018. Т. 6, № 5. С. 13—19.

Чалапко Л. М., Белобородова Л. А. Критериальное оценивание как способ формирования функциональной грамотности // Наука и мир. 2015. Т. 2, № 9 (25). С. 103—106.

Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 13—33.

Ермакова Е. А. Становление функционально грамотной языковой личности младшего школьника при изучении русского языка: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2013. 26 с.

Лашкова И. Б. Функциональная грамотность чтения как средство социализации младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. 2017. Т. 8, № 1. С. 171—175.

Артюхова И. С. Содержание и дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни (во внеурочной деятельности) // Журнал педагогических исследований. 2017. Т. 2, № 5. С. 70—83.

Петрашко О. О. Формирование общекультурной функциональной грамотности младших школьников // Начальное образование. 2017. Т. 5, № 5. С. 3—7.

Молокова А. В. Особенности формирования социальной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде // Вестник ТГПУ. 2019. № 3. С. 18—26.

Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. В. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. М., 2018. 288 с.

Lee J. Non-cognitive predictors of academic achievement: Evidence from TIMSS and PISA / J. Lee, L. Stankov // Learning and Individual Differences. Vol. 65. July 2018. P. 50—64. DOI: 10.1016/j.lindif.2018.05.009.

Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение: учеб. пособие / пер. с нем. Н. А. Горловой, А. А. Михлина; науч. ред. русского текста Н. М. Назарова. М., 2006. 208 с.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 2000. С. 82—83.

Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? М.; Рига, 2000. 224 с.

Панченко С. Перспективная методика «Школа зверей». URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200001209 (дата обращения: 27.05.2020).

Цукерман Г. А., Митина О. В. Диагностика критического мышления // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 15—30.

Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. М., 2005. 32 с.

Загрузки

Опубликован

2020-12-08

Выпуск

Раздел

Педагогические науки: Теория и методика профессионального образования