FUNCTIONAL LITERACY OF A PRIMARY SCHOOL STUDENT: INTERPRETATION, DEVELOPMENT STRATEGY AND DIAGNOSTIC TOOLS
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2020-4-29-35Keywords:
functional literacy, primary school student, development strategy, diagnostic model, formative assessmentAbstract
The article attempts to describe the conceptual foundations of monitoring the functional literacy of primary school children. The author proposes a model and the corresponding diagnostic tools for the development of functional literacy of primary schoolchildren. Three stages of monitoring functional literacy of primary schoolchildren are described, each of which includes the study of social and communicative, physical and artistic-aesthetic, speech and cognitive development of children. The leading role of pedagogical supervision and teamwork of school teachers in the course of accompanying the formation of functional literacy of younger students is substantiated.References
Губанова М. И., Лебедева Е. П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования // Начальная школа плюс: До и После. 2009. № 12. С. 65—68.
Коренякина Т. Н. Формированиe общеучебных умений у младших школьников «группы риска» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 98. С. 137—143.
Штец А. А. Функциональная грамотность в личностно развивающем образовании // Начальная школа плюс: До и После. 2007. № 8. С. 69—72.
Практическая реализация компетентностного подхода в процессе обучения младших школьников / Н. В. Кузнецова, С. В. Маслова, О. И. Чиранова, А. А. Кадомцева // Начальное образование. 2018. Т. 6, № 5. С. 13—19.
Чалапко Л. М., Белобородова Л. А. Критериальное оценивание как способ формирования функциональной грамотности // Наука и мир. 2015. Т. 2, № 9 (25). С. 103—106.
Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 13—33.
Ермакова Е. А. Становление функционально грамотной языковой личности младшего школьника при изучении русского языка: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2013. 26 с.
Лашкова И. Б. Функциональная грамотность чтения как средство социализации младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. 2017. Т. 8, № 1. С. 171—175.
Артюхова И. С. Содержание и дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни (во внеурочной деятельности) // Журнал педагогических исследований. 2017. Т. 2, № 5. С. 70—83.
Петрашко О. О. Формирование общекультурной функциональной грамотности младших школьников // Начальное образование. 2017. Т. 5, № 5. С. 3—7.
Молокова А. В. Особенности формирования социальной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде // Вестник ТГПУ. 2019. № 3. С. 18—26.
Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. В. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. М., 2018. 288 с.
Lee J. Non-cognitive predictors of academic achievement: Evidence from TIMSS and PISA / J. Lee, L. Stankov // Learning and Individual Differences. Vol. 65. July 2018. P. 50—64. DOI: 10.1016/j.lindif.2018.05.009.
Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение: учеб. пособие / пер. с нем. Н. А. Горловой, А. А. Михлина; науч. ред. русского текста Н. М. Назарова. М., 2006. 208 с.
Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 2000. С. 82—83.
Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? М.; Рига, 2000. 224 с.
Панченко С. Перспективная методика «Школа зверей». URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200001209 (дата обращения: 27.05.2020).
Цукерман Г. А., Митина О. В. Диагностика критического мышления // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 15—30.
Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. М., 2005. 32 с.