ИЗУЧЕНИЕ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2021-4-30-36Ключевые слова:
русский язык как иностранный, межкультурная коммуникация, китайская культура, аудирование, аутентичные видеоматериалыАннотация
В работе определяется роль китайской культуры в процессе обучения русскому языку как иностранному на примере вузов КНР. Представляются пособия по курсу «Китайская культура», а также некоторые аутентичные видеоматериалы о Китае. Описывается поэтапная работа с сюжетами телевизионной передачи «Хочу знать» (Первый канал). Сделан вывод о возможности использования такого видеоматериала в качестве учебного на занятиях по РКИ. Полученные результаты показали, что китайский культурный компонент должен быть учтен при разработке курсов для факультетов русского языка в китайских университетах.Библиографические ссылки
Красных В. В. Преподавание русского языка в условиях языковой и культурной полифонии: необходимость учета культуры и лингвокультуры в процессе обучения // Вестник РУДН. Сер.: Вопросы образования. Языки и специальность. 2013. № 4. С. 55-66.
Государственные стандарты для учебных программ по специальности «Иностранный язык и литература». Шанхай: Образование на иностранных языках, 2020. 158 с.
Ли Цзинься, Лю Хунся. Идеолого-политическое воспитание в курсе русского языка // Преподавание русского языка в Китае. 2020. № 2. С. 87-92.
Ван Дань. Формирование содержания обучения русской лексике китайских студентов-филологов в рамках лингвокультурологического подхода (на материале лексико-семантической группы наименований одежды): автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2014. 23 с.
Ван Чжицзы. Национально-культурная специфика лексико-семантической группы наименований блюд русской кухни в аспекте обучения РКИ: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 23 с.
Мэн Цинжун. Лингвокультурологическая интерпретация русских цифровых фразеологизмов в практике преподавания китайским учащимся: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 16 с.
Янь Цюцзюй. Формирование лингвокультурологической компетенции китайских студентов на материале русской лексики, вошедшей в китайский язык: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2013. 23 с.
Ли Юецзяо. Лингвокультурологический подход к обучению коннотативно маркированной лексике китайских студентов-филологов (на материале фитонимов): автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2018. 26 с.
Цзоу Сюецян. Лингвокультурная специфика концепта «чай» и ее учет в обучении русскому языку китайских студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2007. 22 с.
У Синьюй. Лингвокультурологические и лингвометодические аспекты концепта «семья» в русской и китайской культурах: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2009. 22 с.
Ло Сяося. Использование русско-китайских параллелей при обучении русскому языку как иностранному (на примере сравнительного изучения культурных символов в регионах России и Китая): автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 20 с.
Кун Ай Лин. Обучение китайских студентов чтению русских волшебных сказок (в сравнении с китайскими сказками): автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2009. 23 с.
Ло Сяося. Использование родной культуры в обучении русскому языку китайских студентов // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2 (16). С. 125-130.
У Лижуй. Диалог культур при обучении иностранным языкам (на материале обучения китайских студентов русскому языку) // Иностранные языки в высшей школе. 2011. № 4 (19). С. 115-119.
Янь Годун. Китайская культура. Тяньцзинь: Изд-во Нанкайского государственного университета, 2001. 303 с.
Е Лан, Чжу Лянчжи. Хрестоматия по культуре Китая. Пекин: Преподавание и изучение языков, 2016. 392 с.
Цао Ясин. Система ценностей в Китае: Традиционная культура и современные китайские ценности (на русском языке). Пекин: Изд-во иностранной литературы, 2018. 240 с.
Кравцова М., Чжан Бин. Очерк культуры Китая (на русском языке). Пекин: Изд-во Пекинского университета, 2020. 356 с.
Ли Лэйжун. Пособие по культуре Китая (на русском языке). Шанхай: Образование на иностранных языках, 2015. 341 с.
Юй Чуньфан и Чжан Хуэйцинь. Китайская культура глазами русских. Пекин: Международное издательство радиовещания Китая, 2013. 256 с.
Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2003. 334 с.
Капитонова Т. И., Московкин Л. В., Щукин А. Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык. Курсы, 2014. 312 с.
Сафонова В. В. Культуроведчески-ориентированные подходы в современной теории обучения иностранным языкам в вузе // Магия ИННО: Новое в исследовании языка и методике его преподавания: материалы второй научно-практической конференции. М., 2015. С. 214-129.
Шеваршинова Е. И. Формирование межкультурной компетенции у студентов языковых факультетов средствами англоязычных видео медиатекстов: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2016. 22 с.