STUDYING CHINESE CULTURE IN THE PRACTICE OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Authors

  • I.Ya. Pak Renmin university
  • L. Ma Tianjin normal university

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2021-4-30-36

Keywords:

Russian as a foreign language, intercultural communication, Chinese culture, listening, authentic videos

Abstract

The paper defines the role of Chinese culture in the process of teaching Russian as a foreign language on the example of Chinese universities. Textbooks on the course “Chinese Culture” are presented, as well as some authentic video materials about China. Step-by-step work with the plots of the television program “I want to know” (Channel One) is described. The conclusion is made about the possibility of using such videos as educational material in RFL classes. The obtained results showed that the Chinese cultural component should be taken into account when developing courses for Russian language faculties at Chinese universities.

Author Biographies

I.Ya. Pak, Renmin university

кандидат филологических наук, приглашенный преподаватель

L. Ma, Tianjin normal university

кандидат филологических наук, доцент

References

Красных В. В. Преподавание русского языка в условиях языковой и культурной полифонии: необходимость учета культуры и лингвокультуры в процессе обучения // Вестник РУДН. Сер.: Вопросы образования. Языки и специальность. 2013. № 4. С. 55-66.

Государственные стандарты для учебных программ по специальности «Иностранный язык и литература». Шанхай: Образование на иностранных языках, 2020. 158 с.

Ли Цзинься, Лю Хунся. Идеолого-политическое воспитание в курсе русского языка // Преподавание русского языка в Китае. 2020. № 2. С. 87-92.

Ван Дань. Формирование содержания обучения русской лексике китайских студентов-филологов в рамках лингвокультурологического подхода (на материале лексико-семантической группы наименований одежды): автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2014. 23 с.

Ван Чжицзы. Национально-культурная специфика лексико-семантической группы наименований блюд русской кухни в аспекте обучения РКИ: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 23 с.

Мэн Цинжун. Лингвокультурологическая интерпретация русских цифровых фразеологизмов в практике преподавания китайским учащимся: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 16 с.

Янь Цюцзюй. Формирование лингвокультурологической компетенции китайских студентов на материале русской лексики, вошедшей в китайский язык: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2013. 23 с.

Ли Юецзяо. Лингвокультурологический подход к обучению коннотативно маркированной лексике китайских студентов-филологов (на материале фитонимов): автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2018. 26 с.

Цзоу Сюецян. Лингвокультурная специфика концепта «чай» и ее учет в обучении русскому языку китайских студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2007. 22 с.

У Синьюй. Лингвокультурологические и лингвометодические аспекты концепта «семья» в русской и китайской культурах: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2009. 22 с.

Ло Сяося. Использование русско-китайских параллелей при обучении русскому языку как иностранному (на примере сравнительного изучения культурных символов в регионах России и Китая): автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 20 с.

Кун Ай Лин. Обучение китайских студентов чтению русских волшебных сказок (в сравнении с китайскими сказками): автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2009. 23 с.

Ло Сяося. Использование родной культуры в обучении русскому языку китайских студентов // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2 (16). С. 125-130.

У Лижуй. Диалог культур при обучении иностранным языкам (на материале обучения китайских студентов русскому языку) // Иностранные языки в высшей школе. 2011. № 4 (19). С. 115-119.

Янь Годун. Китайская культура. Тяньцзинь: Изд-во Нанкайского государственного университета, 2001. 303 с.

Е Лан, Чжу Лянчжи. Хрестоматия по культуре Китая. Пекин: Преподавание и изучение языков, 2016. 392 с.

Цао Ясин. Система ценностей в Китае: Традиционная культура и современные китайские ценности (на русском языке). Пекин: Изд-во иностранной литературы, 2018. 240 с.

Кравцова М., Чжан Бин. Очерк культуры Китая (на русском языке). Пекин: Изд-во Пекинского университета, 2020. 356 с.

Ли Лэйжун. Пособие по культуре Китая (на русском языке). Шанхай: Образование на иностранных языках, 2015. 341 с.

Юй Чуньфан и Чжан Хуэйцинь. Китайская культура глазами русских. Пекин: Международное издательство радиовещания Китая, 2013. 256 с.

Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2003. 334 с.

Капитонова Т. И., Московкин Л. В., Щукин А. Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык. Курсы, 2014. 312 с.

Сафонова В. В. Культуроведчески-ориентированные подходы в современной теории обучения иностранным языкам в вузе // Магия ИННО: Новое в исследовании языка и методике его преподавания: материалы второй научно-практической конференции. М., 2015. С. 214-129.

Шеваршинова Е. И. Формирование межкультурной компетенции у студентов языковых факультетов средствами англоязычных видео медиатекстов: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2016. 22 с.

Published

2021-12-01

Issue

Section

Педагогические науки: Теория и методика профессионального образования