ИЗУЧЕНИЕ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Авторы

  • Ирина Яковлевна Пак Народный университет Китая
  • Линь Ма Тяньцзиньский педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2021-4-30-36

Ключевые слова:

русский язык как иностранный, межкультурная коммуникация, китайская культура, аудирование, аутентичные видеоматериалы

Аннотация

В работе определяется роль китайской культуры в процессе обучения русскому языку как иностранному на примере вузов КНР. Представляются пособия по курсу «Китайская культура», а также некоторые аутентичные видеоматериалы о Китае. Описывается поэтапная работа с сюжетами телевизионной передачи «Хочу знать» (Первый канал). Сделан вывод о возможности использования такого видеоматериала в качестве учебного на занятиях по РКИ. Полученные результаты показали, что китайский культурный компонент должен быть учтен при разработке курсов для факультетов русского языка в китайских университетах.

Биографии авторов

Ирина Яковлевна Пак, Народный университет Китая

кандидат филологических наук, приглашенный преподаватель

Линь Ма, Тяньцзиньский педагогический университет

кандидат филологических наук, доцент

Библиографические ссылки

Красных В. В. Преподавание русского языка в условиях языковой и культурной полифонии: необходимость учета культуры и лингвокультуры в процессе обучения // Вестник РУДН. Сер.: Вопросы образования. Языки и специальность. 2013. № 4. С. 55-66.

Государственные стандарты для учебных программ по специальности «Иностранный язык и литература». Шанхай: Образование на иностранных языках, 2020. 158 с.

Ли Цзинься, Лю Хунся. Идеолого-политическое воспитание в курсе русского языка // Преподавание русского языка в Китае. 2020. № 2. С. 87-92.

Ван Дань. Формирование содержания обучения русской лексике китайских студентов-филологов в рамках лингвокультурологического подхода (на материале лексико-семантической группы наименований одежды): автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2014. 23 с.

Ван Чжицзы. Национально-культурная специфика лексико-семантической группы наименований блюд русской кухни в аспекте обучения РКИ: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 23 с.

Мэн Цинжун. Лингвокультурологическая интерпретация русских цифровых фразеологизмов в практике преподавания китайским учащимся: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 16 с.

Янь Цюцзюй. Формирование лингвокультурологической компетенции китайских студентов на материале русской лексики, вошедшей в китайский язык: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2013. 23 с.

Ли Юецзяо. Лингвокультурологический подход к обучению коннотативно маркированной лексике китайских студентов-филологов (на материале фитонимов): автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2018. 26 с.

Цзоу Сюецян. Лингвокультурная специфика концепта «чай» и ее учет в обучении русскому языку китайских студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2007. 22 с.

У Синьюй. Лингвокультурологические и лингвометодические аспекты концепта «семья» в русской и китайской культурах: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2009. 22 с.

Ло Сяося. Использование русско-китайских параллелей при обучении русскому языку как иностранному (на примере сравнительного изучения культурных символов в регионах России и Китая): автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 20 с.

Кун Ай Лин. Обучение китайских студентов чтению русских волшебных сказок (в сравнении с китайскими сказками): автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2009. 23 с.

Ло Сяося. Использование родной культуры в обучении русскому языку китайских студентов // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2 (16). С. 125-130.

У Лижуй. Диалог культур при обучении иностранным языкам (на материале обучения китайских студентов русскому языку) // Иностранные языки в высшей школе. 2011. № 4 (19). С. 115-119.

Янь Годун. Китайская культура. Тяньцзинь: Изд-во Нанкайского государственного университета, 2001. 303 с.

Е Лан, Чжу Лянчжи. Хрестоматия по культуре Китая. Пекин: Преподавание и изучение языков, 2016. 392 с.

Цао Ясин. Система ценностей в Китае: Традиционная культура и современные китайские ценности (на русском языке). Пекин: Изд-во иностранной литературы, 2018. 240 с.

Кравцова М., Чжан Бин. Очерк культуры Китая (на русском языке). Пекин: Изд-во Пекинского университета, 2020. 356 с.

Ли Лэйжун. Пособие по культуре Китая (на русском языке). Шанхай: Образование на иностранных языках, 2015. 341 с.

Юй Чуньфан и Чжан Хуэйцинь. Китайская культура глазами русских. Пекин: Международное издательство радиовещания Китая, 2013. 256 с.

Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2003. 334 с.

Капитонова Т. И., Московкин Л. В., Щукин А. Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык. Курсы, 2014. 312 с.

Сафонова В. В. Культуроведчески-ориентированные подходы в современной теории обучения иностранным языкам в вузе // Магия ИННО: Новое в исследовании языка и методике его преподавания: материалы второй научно-практической конференции. М., 2015. С. 214-129.

Шеваршинова Е. И. Формирование межкультурной компетенции у студентов языковых факультетов средствами англоязычных видео медиатекстов: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2016. 22 с.

Загрузки

Опубликован

2021-12-01

Выпуск

Раздел

Педагогические науки: Теория и методика профессионального образования