ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Авторы

  • Екатерина Викторовна Малыхина Алтайский государственный педагогический университет; МБДОУ «Детский сад № 223»

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2020-4-52-56

Ключевые слова:

специальная образовательная среда, дети с тяжелыми речевыми нарушениями, познавательно-речевое развитие, предметно-развивающая среда, взаимодействие субъектов образовательного процесса, содержание образования

Аннотация

В статье представлены результаты анализа теоретических исследований и практической деятельности, посвященных изучению особенностей создания специальной образовательной среды в группах компенсирующей направленности для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Рассматривается понятие специальной образовательной среды, ее компоненты, а также требования к их организации с целью обеспечения познавательно-речевого развития детей.

Биография автора

Екатерина Викторовна Малыхина, Алтайский государственный педагогический университет; МБДОУ «Детский сад № 223»

кандидат педагогических наук, доцент; учитель-логопед 

Библиографические ссылки

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 2001.

Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1986.

Выготский Л. С. Избранные произведения. СПб, 2002.

Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / под ред. И. А. Баевой. М., 2011.

Борисенко Н. И. Роль семьи в формировании дополнительного пространства личности ребенка // Построение дополнительного пространства развития дошкольников и младших школьников: интеграция современных подходов: сборник науч. статей. Барнаул, 2004. С. 125—130.

Борытко Н. М. Категория среды в воспитании // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сборник науч. трудов. Волгоград, 2002. Вып. 6, ч. 2. С. 20—26.

Шалаев И. К., Веряев А. А. От образовательных сред к образовательному пространству: культурологический подход к проблеме // Педагог: наука, технология, практика. 1998. № 2. С. 23—31.

Ковалева А. С. Технология создания толерантной образовательной среды. Барнаул, 2015. 287 с.

Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. 2000. № 7. С. 36—41.

Петровский В. А. Субъектность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 100—109.

Селиванова Н. Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. 2005. № 6. С. 35—39.

Фрумин И. Д. Образовательное пространство развития («Школа взросления») // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 24—32.

Холина Л. И. Соотношение понятий «образовательное пространство», «образовательная система», «образовательная среда» // Труды НГАСУ. Новосибирск: НГАСУ, 1999. Вып. 3 (4). С. 142—146.

Шендрик И. Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. М., 2003. 326 с.

Щиголева Н. В. Структура культурно-образовательного пространства. URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=104207 (дата обращения: 20.10.2020).

Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.

Богословский В. И. О подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности с использованием информационных педагогических технологий общества // Наука и школа. 1999. № 5. С. 45—49.

Малыхина Е. В. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста в специальной образовательной среде. Барнаул, 2017.

Загрузки

Опубликован

2020-12-08

Выпуск

Раздел

Психологические науки: Педагогическая психология