ДИАЛОГ С КУКЛОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ «ОБРАЗА — Я» И «ДРУГОГО» У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Авторы

  • Ольга Анатольевна Устинова Новокузнецкий институт (филиал) «Кемеровский государственный университет»

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2020-4-57-60

Ключевые слова:

«образ — Я», социокультурный образец, диалог, кукла — носитель духовно-нравственного смысла, образовательное пространство

Аннотация

В статье рассмотрена проблема отношений «Я и Другой». В современном образовательном пространстве возникает необходимость появления технологий, направленных на развитие ценностности отношений «Я и Другой». Система представлений о себе раскрыта в структуре «образа — Я», его составляющих: «внутреннего Я», «социального Я», «социокультурного Я». Открытие системы представлений о себе раскрывается в процессе приобщения к социокультурному миру. Социокультурный образец выступает носителем системы ценностей как мер, в отношении которых выстраивает свой путь человек. Кукла актуализирует диалог ребенка с миром культуры и духа, способствует возникновению ценностности «своего» внутреннего мира и «другого».

Биография автора

Ольга Анатольевна Устинова, Новокузнецкий институт (филиал) «Кемеровский государственный университет»

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и общей педагогики

Библиографические ссылки

Устинова О. А. «Образ — я» и его развитие средствами диалога: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2012. 26 с.

Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000. 372 с.

Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности: Теория и практика: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2001. 192 с.

Большунова Н. Я. Субъектность как социокультурное явление. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. 324 с.

Большунова Н. Я., Устинова О. А. «Вопросчивость» и «ответчивость» как внутренняя работа развития образа Я // Челпановские чтения — 2016: Диалог научных школ Психологического института: Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Г. И. Челпанов: сборник научных материалов всероссийской научно-практической конференции: альманах Научного архива Психологического института. М., 2016. Вып. 8. С. 341—354.

Большунова Н. Я., Устинова О. А. Психологические и социокультурные смыслы прощения, развитие способности к прощению // Духовно-нравственные проблемы современной личности. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 204—225.

Загрузки

Опубликован

2020-12-08

Выпуск

Раздел

Психологические науки: Педагогическая психология