FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE IT PROFESSIONALS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF ECONOMY

Authors

  • E. S. Vaseva Nizhny Tagil State Socio-pedagogical Institute (branch) of Russian State Vocational Pedagogical University
  • N. V. Buzhinskaya Nizhny Tagil State Socio-pedagogical Institute (branch) of Russian State Vocational Pedagogical University

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2021-1-28-33

Keywords:

digital transformation of the economy, future IT specialist, professional competence, hard skills, soft skills

Abstract

The promptness of updating the training content of a future IT professional does not always correspond to the frequency of innovations in the field of modern digital technologies. The digital transformation of the economy requires changes in the approaches to the training of qualified personnel in the IT field. The article examines the specifics of the process of a future IT professional’s training in the context of the digital transformation of the economy. Two groups of competencies are distinguished, the stages of preparing students for professional activity are discussed. The conclusion is made that forming both hard and soft skills are equally important for a future IT professional.

Author Biographies

E. S. Vaseva, Nizhny Tagil State Socio-pedagogical Institute (branch) of Russian State Vocational Pedagogical University

доцент кафедры информационных технологий

N. V. Buzhinskaya, Nizhny Tagil State Socio-pedagogical Institute (branch) of Russian State Vocational Pedagogical University

доцент кафедры информационных технологий

References

О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения 10.01.2021).

О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения 10.01.2021).

Акаткин Ю. М., Ясиновская Е. Д. Цифровая трансформация государственного управления. Датацентричность и семантическая интероперабельность. Препринт. М.: ДПК Пресс, 2018. 48 с.

Вызовы цифровой трансформации и бизнес высоких технологий / Н. А. Кравченко, В. Д. Маркова, Н. П. Балдина и др. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2019. 352 с.

Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. М.: АльянсПринт, 2019. 368 с.

Сафрончук М. В. Влияние цифровой трансформации на бизнес и деловую среду // Цифровая экономика. 2018. № 2. С. 38-44.

Касьяненко И., Алабин А. «Айтишники» как современная профессиональная группа // Inter. 2017. № 14. С. 98-104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aytishniki-kak-sovremennaya-professionalnaya-gruppa/viewer (дата обращения: 10.01.2021).

Аветисян А. Г. Необходимость трансформации системы высшего образования в контексте формирования цифровой экономики // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (45). С. 7-13.

Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2013. 576 с.

Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.

Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. № 2. С. 58-64.

Курзаева Л. В. Структурно-функциональная модель развития конкурентоспособности будущего ИТ-специалиста в процессе подготовки в вузе: организационно-управленческий аспект // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7424 (дата обращения: 10.01.2021).

Насейкина Л. Ф., Тагиров В. К. Структурно-функциональная модель формирования профессиональной компетентности будущих IT-специалистов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 2 (177). С. 118-123.

Развитие профессиональной компетентности в области ИКТ. Базовый учебный курс / М. В. Моисеева, В. К. Степанов, Е. Д. Патаракин и др. М.: Обучение-Сервис, 2008. 256 с.

Дудина И. П., Ярыгин А. Н. Образовательная модель IT-специалиста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3 (21). С. 231-234.

Пелевин В. Н., Соколова Е. В. Формирование профессиональной компетентности будущих ИТ-специалистов. Саарбрюккен: LAMBERT Academic Publishing, 2014. 186 с.

Маланов И. А., Тонхоноева А. А. Сущность и структура информационной компетентности студентов - будущих специалистов // Евразийская парадигма России: ценности, идеи, практика: материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, 2015. С. 264-266.

Алексеева Н. Р., Данилова О. В. Формирование ИКТ-компетентности будущих специалистов в области рекламы в условиях информационно-коммуникационной предметной среды // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2016. № 2 (90). С. 60-66.

Забелина Н. А. Развитие ИКТ-компетентности специалиста в условиях дополнительного образования // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6 (41). С. 203-206.

Шорникова О. Н. ИКТ-компетентность как главная составляющая информационной культуры будущего специалиста // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 2. С. 66-67. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24464 (дата обращения: 10.01.2021).

Беспалов П. В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения // Педагогика. 2003. № 4. С. 41-45.

Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Науковедение. 2017. № 1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 10.01.2021).

Published

2021-03-23

Issue

Section

Педагогические науки: Теория и методика профессионального образования