ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИТ-СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2021-1-28-33Ключевые слова:
цифровая трансформация экономики, будущий специалист ИТ-сферы, профессиональная компетентность, жесткие навыки, мягкие навыкиАннотация
Оперативность обновления содержания обучения будущего специалиста ИТ-сферы не всегда соответствует частоте появления инноваций в области современных цифровых технологий. Цифровая трансформация экономики требует изменений подходов к подготовке квалифицированных кадров в ИТ-сфере. В статье рассматривается специфика процесса подготовки будущего специалиста ИТ-сферы в условиях цифровой трансформации экономики. Выделяются две группы компетенций, обсуждаются этапы подготовки студентов к профессиональной деятельности. Делается вывод о равноправности необходимости формирования жестких и мягких навыков будущего специалиста ИТ-сферы.Библиографические ссылки
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения 10.01.2021).
О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения 10.01.2021).
Акаткин Ю. М., Ясиновская Е. Д. Цифровая трансформация государственного управления. Датацентричность и семантическая интероперабельность. Препринт. М.: ДПК Пресс, 2018. 48 с.
Вызовы цифровой трансформации и бизнес высоких технологий / Н. А. Кравченко, В. Д. Маркова, Н. П. Балдина и др. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2019. 352 с.
Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. М.: АльянсПринт, 2019. 368 с.
Сафрончук М. В. Влияние цифровой трансформации на бизнес и деловую среду // Цифровая экономика. 2018. № 2. С. 38-44.
Касьяненко И., Алабин А. «Айтишники» как современная профессиональная группа // Inter. 2017. № 14. С. 98-104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aytishniki-kak-sovremennaya-professionalnaya-gruppa/viewer (дата обращения: 10.01.2021).
Аветисян А. Г. Необходимость трансформации системы высшего образования в контексте формирования цифровой экономики // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (45). С. 7-13.
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2013. 576 с.
Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.
Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. № 2. С. 58-64.
Курзаева Л. В. Структурно-функциональная модель развития конкурентоспособности будущего ИТ-специалиста в процессе подготовки в вузе: организационно-управленческий аспект // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7424 (дата обращения: 10.01.2021).
Насейкина Л. Ф., Тагиров В. К. Структурно-функциональная модель формирования профессиональной компетентности будущих IT-специалистов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 2 (177). С. 118-123.
Развитие профессиональной компетентности в области ИКТ. Базовый учебный курс / М. В. Моисеева, В. К. Степанов, Е. Д. Патаракин и др. М.: Обучение-Сервис, 2008. 256 с.
Дудина И. П., Ярыгин А. Н. Образовательная модель IT-специалиста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3 (21). С. 231-234.
Пелевин В. Н., Соколова Е. В. Формирование профессиональной компетентности будущих ИТ-специалистов. Саарбрюккен: LAMBERT Academic Publishing, 2014. 186 с.
Маланов И. А., Тонхоноева А. А. Сущность и структура информационной компетентности студентов - будущих специалистов // Евразийская парадигма России: ценности, идеи, практика: материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, 2015. С. 264-266.
Алексеева Н. Р., Данилова О. В. Формирование ИКТ-компетентности будущих специалистов в области рекламы в условиях информационно-коммуникационной предметной среды // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2016. № 2 (90). С. 60-66.
Забелина Н. А. Развитие ИКТ-компетентности специалиста в условиях дополнительного образования // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6 (41). С. 203-206.
Шорникова О. Н. ИКТ-компетентность как главная составляющая информационной культуры будущего специалиста // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 2. С. 66-67. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24464 (дата обращения: 10.01.2021).
Беспалов П. В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения // Педагогика. 2003. № 4. С. 41-45.
Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Науковедение. 2017. № 1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 10.01.2021).