PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE GENDER IDENTITY FORMATION AT THE STAGE OF PRESCHOOL

Authors

  • E.S. Praizendorf Altai State University
  • I.S. Morozova Kemerovo State University

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2021-4-70-76

Keywords:

gender identity, preschoolers, formation, development, psychological and pedagogical support, masculinity, femininity, education, developing subject-spatial environment

Abstract

The article reveals the features of the cognitive, emotional and behavioral components of preschoolers’ gender identity. An important condition for the formation of gender identity is the qualitative content of the developing subject-spatial environment. Psychological and pedagogical support for the formation of gender identity at the stage of preschool childhood is to create conditions for the successful assimilation of gender-role behavior in the play activities of preschoolers.

Author Biographies

E.S. Praizendorf, Altai State University

аспирант кафедры общей и прикладной психологии института психологии

I.S. Morozova, Kemerovo State University

доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой акмеологии и психологии развития, директор института образования

References

Ахмедпашаева К. А., Гарунова П. М. Гармоничное формирование половой идентичности как условие нейтрализации аддикции подростка // Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения. К 100-летию Великой Октябрьской революции в России: материалы VI Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2017. С. 47-51.

Евтушенко И. Н. Реализация гендерного подхода в образовании // Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы. Челябинск, 2012. С. 129-132.

Клецина И. С., Векилова С. А. Гендерные отношения в российской семье: тенденции трансформаций // Женщина в российском обществе. 2020. № 3. С. 78-91.

Ковалева Н. П. Развитие половой идентичности младших школьников и ее связь со структурно-содержательными характеристиками семьи: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2015. 198 с.

Коломинский Я. Л. Психологическое здоровье детей: факторы формирования и пути укрепления // Медико-психологическая и социально-педагогическая поддержка детей в саморазвитии и самоопределении: сборник материалов международной научно-практической конференции / под общ. ред. М. С. Ковалевич. Брест, 2003. С. 259-261.

Пискарева Т. К., Ениколопов С. Н. Нарушения половой идентичности и проблемы психического здоровья // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2019. № 3. С. 28-35.

Климина Л. В. Организация деятельности педагога ДОУ в процессе формирования гендерной принадлежности дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. № 7. С. 116-120.

Александровская Э. М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста // Журнал прикладной психологии. 2001. № 1. С. 29-37.

Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 65-69.

Выготский Л. С. Детская психология. М., 1984. Т. 4. 433 c.

Горьковая И. А. Предупреждение отклонений в поведении у детей в рамках концепции А. И. Захарова // Медицинская психология в России. 2015. № 2 (31). C. 1-4.

Шелкунова Т. В. Особенности развития самосознания в старшем дошкольном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 478-480.

Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 2007. 384 с.

Стреленко А. А. Психологические основы гендерной социализации личности: методические рекомендации. Витебск, 2008. 32 с.

Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия. М., 2006. 928 с.

Перегудина В. А. Особенности становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста: дис.. канд. психол. наук. Тула, 2011. 239 с.

Татаринцева Н. Е. Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста: дис. … д-ра пед. наук. Ростов на/Д, 2011. 435 с.

Флотская Н. Ю. Психологические аспекты развития половой идентичности: монография. Архангельск, 2011. 202 с.

Кон И. С. Психосексуальное развитие и половая социализация // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. 2002. № 2. С. 113-122.

Трубайчук Л. В., Евтушенко И. Н. Учет гендерной специфики в образовании детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2011. № 7. С. 35-38.

Бунина Л. Воспитательно-образовательная работа в ДОУ с учетом гендерного подхода // Дошкольное воспитание. 2011. № 6. С. 57-62.

Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. Воронеж, 2004. 186 с.

Доронова Т. Н. Пол или гендер? (девочки налево, мальчики направо!) // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 3. С. 3-6.

Коломийченко Л. В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2006. № 1. С. 54-89.

Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. Руководство. 3-е изд., испр. М., 2002. 72 с.

Published

2021-12-01

Issue

Section

Психологические науки: Педагогическая психология