ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

Авторы

  • Екатерина Сергеевна Прайзендорф Алтайский государственный университет
  • Ирина Станиславовна Морозова Кемеровский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2021-4-70-76

Ключевые слова:

половая идентичность, дошкольники, формирование, развитие, психолого-педагогическое сопровождение, маскулинность, феминность, образование, развивающая предметно-пространственная среда

Аннотация

В статье раскрываются особенности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов половой идентичности детей в дошкольном возрасте. Важным условием формирования половой идентичности выступает качественное наполнение развивающей предметно-пространственной среды. Психолого-педагогическое сопровождение формирования половой идентичности на этапе дошкольного детства заключается в создании условий для успешного усвоения полоролевого поведения в игровой деятельности дошкольников.

Биографии авторов

Екатерина Сергеевна Прайзендорф, Алтайский государственный университет

аспирант кафедры общей и прикладной психологии института психологии

Ирина Станиславовна Морозова, Кемеровский государственный университет

доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой акмеологии и психологии развития, директор института образования

Библиографические ссылки

Ахмедпашаева К. А., Гарунова П. М. Гармоничное формирование половой идентичности как условие нейтрализации аддикции подростка // Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения. К 100-летию Великой Октябрьской революции в России: материалы VI Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2017. С. 47-51.

Евтушенко И. Н. Реализация гендерного подхода в образовании // Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы. Челябинск, 2012. С. 129-132.

Клецина И. С., Векилова С. А. Гендерные отношения в российской семье: тенденции трансформаций // Женщина в российском обществе. 2020. № 3. С. 78-91.

Ковалева Н. П. Развитие половой идентичности младших школьников и ее связь со структурно-содержательными характеристиками семьи: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2015. 198 с.

Коломинский Я. Л. Психологическое здоровье детей: факторы формирования и пути укрепления // Медико-психологическая и социально-педагогическая поддержка детей в саморазвитии и самоопределении: сборник материалов международной научно-практической конференции / под общ. ред. М. С. Ковалевич. Брест, 2003. С. 259-261.

Пискарева Т. К., Ениколопов С. Н. Нарушения половой идентичности и проблемы психического здоровья // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2019. № 3. С. 28-35.

Климина Л. В. Организация деятельности педагога ДОУ в процессе формирования гендерной принадлежности дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. № 7. С. 116-120.

Александровская Э. М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста // Журнал прикладной психологии. 2001. № 1. С. 29-37.

Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 65-69.

Выготский Л. С. Детская психология. М., 1984. Т. 4. 433 c.

Горьковая И. А. Предупреждение отклонений в поведении у детей в рамках концепции А. И. Захарова // Медицинская психология в России. 2015. № 2 (31). C. 1-4.

Шелкунова Т. В. Особенности развития самосознания в старшем дошкольном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 478-480.

Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 2007. 384 с.

Стреленко А. А. Психологические основы гендерной социализации личности: методические рекомендации. Витебск, 2008. 32 с.

Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия. М., 2006. 928 с.

Перегудина В. А. Особенности становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста: дис.. канд. психол. наук. Тула, 2011. 239 с.

Татаринцева Н. Е. Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста: дис. … д-ра пед. наук. Ростов на/Д, 2011. 435 с.

Флотская Н. Ю. Психологические аспекты развития половой идентичности: монография. Архангельск, 2011. 202 с.

Кон И. С. Психосексуальное развитие и половая социализация // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. 2002. № 2. С. 113-122.

Трубайчук Л. В., Евтушенко И. Н. Учет гендерной специфики в образовании детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2011. № 7. С. 35-38.

Бунина Л. Воспитательно-образовательная работа в ДОУ с учетом гендерного подхода // Дошкольное воспитание. 2011. № 6. С. 57-62.

Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. Воронеж, 2004. 186 с.

Доронова Т. Н. Пол или гендер? (девочки налево, мальчики направо!) // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 3. С. 3-6.

Коломийченко Л. В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2006. № 1. С. 54-89.

Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. Руководство. 3-е изд., испр. М., 2002. 72 с.

Загрузки

Опубликован

2021-12-01

Выпуск

Раздел

Психологические науки: Педагогическая психология