STRUCTURAL MODELS OF ORGANIZING COGNITIVE LEARNING SKILLS

Authors

  • Olga A. Chikova Ural State Pedagogical University
  • Lyudmila A. Maksimova Ural State Pedagogical University
  • Margarita L. Melnikova Ural State Pedagogical University

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2023-3-67-74

Keywords:

metacognitive involvement, intelligence, creativity, critical thinking, communications, cooperation, factor analysis, structure of learning skills

Abstract

The paper presents the results of a study of the relationship between metacognitive involvement in activities, the severity of intelligence and 4K competencies. The methodology for studying is based on modeling by structural equations. The authors have developed original structural models of cognitive skills that determine the ability to learn. The structural organization of learning success skills was revealed: metacognitive involvement, intelligence characteristics and universal competencies (creativity, critical thinking, communication, cooperation).

Author Biographies

Olga A. Chikova, Ural State Pedagogical University

доктор физико-математических наук, доцент, главный научный сотрудник

Lyudmila A. Maksimova, Ural State Pedagogical University

кандидат педагогических наук, доцент, директор института психологии

Margarita L. Melnikova, Ural State Pedagogical University

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и конфликтологии

References

Young A., Fry J. D. Metacognitive awareness and academic achievement in medical students // Journal of the Scholarship of Teaching and Learning. 2008. Vol. 8, № 2. P. 1-10.

Schraw G., Moshman D. Metacognitive Theories // Educational Psychology Review. 1995. Vol. 7, № 4. P. 351-371.

Vermunt J. D., Verloop N. Congruence and Friction between Learning and Teaching // Learning and Instruction.1999. Vol. 9. P. 257-280.

Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования: монография. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов личности. М.: Институт психологии РАН, 2005. 352 с.

Савин Е. Ю., Фомин А. Е. Обобщенные и предметно-специфичные метакогнитивные навыки в учебной деятельности студентов // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 37. С. 8.

Холодная М. А. Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход (О развитии идей В. Н. Дружинина) // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 5. С. 5-14.

Карпов А. В. Метакогнитивные способности в структуре личности // Методология современной психологии. 2015. № 5. С. 52-61.

Карпов А. А., Карпов А. В. Взаимосвязь психометрического интеллекта с организацией метакогнитивных процессов и качеств личности // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 2. С. 69-78.

Фомин А. Е., Нестерук К. А. Особенности академических стратегий у студентов с различными метакогнитивными и личностными характеристиками // Психология когнитивных процессов. 2019. № 8. С. 169-177.

Фомин А. Е. Метакогнитивный мониторинг решения заданий на проверку знаний: психологические предикторы и связь с академической успешностью // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 4. С. 33-42.

Hattie J. Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Meta-Analyses Relating to Achievement. NY: Routledge, 2008. 392 p.

Бызова В. М., Перикова Е. И., Ловягина А. Е. Метакогнитивная включенность в системе психической саморегуляции студентов // Сибирский психологический журнал. 2019. № 73. С. 126-140.

Schraw G. Dennison R.S. Assessing metacognitive awareness // Contemporary Educational Psychology. 1994. Vol. 19. P. 460-475.

Thompson V., Johnson S. C. Conflict, metacognition, and analytic thinking // Thinking and Reasoning. 2014. Vol. 20, № 2. P. 215-244.

Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. 352 с.

Lee P.-S., Hong Z.-R. Validation of an agency scale for elementary and secondary school counselors // Bulletin of Educational Psychology. 2021. Vol. 52, № 3. P. 545-570.

Etelapelto A., Vahasantanen K., Hokka P., Paloniemi S. What is agency? // Conceptualizing professional agency at work. Educational Research Review. 2013. Vol. 10. P. 45-65.

Bandura A. Self-efficacy: toward unifying theory of behavior al. change // Psychol. Rev. 1977. Vol. 84. P. 191-215.

Zimmerman B. J. Self-Efficacy: An essential motive to learn. Contemporary Educational Psychology. 2000. Vol. 25. P. 82-91.

Некрасова И. И., Чикова О. А. Познавательная активность студентов: содержание и методы измерения // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2021. № 3 (48). С. 63-68.

Каменева Г. А., Бондаренко Т. А. Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов в современных условиях информатизации образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 4. С. 172-186.

Schneider W. J., McGrew K. S. The Cattell-Horn-Carroll Theory of cognitive abilities // Contemporary intellectual assessment. Theories, tests, and issues / D. P. Flanagan, E. M. McDonough (Eds.). NY: Guilford. 2018. P. 73-163.

Шамсутдинова Т. М. Когнитивная модель траектории электронного обучения на основе цифрового следа // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 2. С. 47-54.

Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. 368 с.

Карпов А. А. Взаимосвязи обучаемости и метакогнитивных качеств личности // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2, № 3. С. 228-235.

Карпов А. А. Обучаемость личности как детерминанта структурной организации метакогнитивных качеств в профессиональной деятельности // Ярославский психологический вестник. 2017. № 3 (39). С. 32-35.

Плигин А. А. Обучаемость как психологический феномен и его развитие у школьников // Актуальные проблемы психологического знания. 2010. № 1 (14). С. 78-87.

Mc Nulty R. J., Floyd R. G. What does the Detroit tests of learning abilities, fifth edition measure? Revelations from a hierarchical exploratory factor analysis // Psychol Schs. 2021. Vol. 58. P. 1474-1489.

The assessment of basic learning abilities test for predicting learning of persons with intellectual disabilities: A review / G. L. Martin, J. R. Thorsteinsson, C. T. Yu, T. L. Martin, T. Vause // Behavior Modification. 2008. Vol. 32 (2). P. 228-247.

Džuka J., Kovalčíková I. Test theory and test model of latent learning abilities for children from socially disadvantaging environment // Ceskoslovenska Psychologie. 2009. Vol. 53 (3). P. 291-301.

Zaboski B. A., Kranzler J. H., Gage N. A. Meta-analysis of the relationship between academic achievement and broad abilities of the Cattell-horn-Carroll theory // Journal of School Psychology. 2018. Vol. 71. P. 42-56.

Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования. Аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / С. М. Авдеева, П. В. Гасс, Е. Ю. Карданова и др. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 52 с.

Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке? / М. А. Пинская, А. М. Михайлова, О. А. Рыдзе и др. // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 50-62.

Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST). СПб.: ИМАТОН, 2002. 80 с.

Луценко Е. Л. Адаптация теста критического мышления Л. Старки // Вісник Харк. нац. ун-ту імені В. Н. Каразіна. Сер.: Психологія. 2014. № 1110. С. 65-70.

Курунов В. В., Айнулина Н. А. Методика диагностики готовности к сотрудничеству в совместной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 5. С. 4.

Наследов А. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. 416 с.

Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. 416 с.

Мельникова М. Л., Чикова О. А., Максимова Л. А. Связь метакогнитивной включенности с индивидуальными интеллектуальными ресурсами и развитием универсальных компетенций обучающихся // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. 2022. № 2 (49). С. 55-63. - DOI 10.18323/2221-5662-2022-2-55-63.

Published

2023-09-29

Issue

Section

Псих. науки: Педагогическая псих., психодиагностика цифр. образовательных сред