СТРУКТУРНЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ КОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ В ОБУЧЕНИИ
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2023-3-67-74Ключевые слова:
метакогнитивная включенность, интеллект, креативность, критическое мышление, коммуникации, кооперация, факторный анализ, структура навыков в обученииАннотация
В статье представлены результаты исследования связи метакогнитивной включенности в деятельность, выраженности интеллекта и компетентностями «4К». Методология исследования основана на моделировании структурными уравнениями. Авторами разработаны оригинальные структурные модели когнитивных навыков, определяющих способность к обучению. Выявлена структурная организация навыков успешности в обучении: метакогнитивная включенность, характеристики интеллекта и универсальные компетентности (креативность, критическое мышление, коммуникации, кооперация).Библиографические ссылки
Young A., Fry J. D. Metacognitive awareness and academic achievement in medical students // Journal of the Scholarship of Teaching and Learning. 2008. Vol. 8, № 2. P. 1-10.
Schraw G., Moshman D. Metacognitive Theories // Educational Psychology Review. 1995. Vol. 7, № 4. P. 351-371.
Vermunt J. D., Verloop N. Congruence and Friction between Learning and Teaching // Learning and Instruction.1999. Vol. 9. P. 257-280.
Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования: монография. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов личности. М.: Институт психологии РАН, 2005. 352 с.
Савин Е. Ю., Фомин А. Е. Обобщенные и предметно-специфичные метакогнитивные навыки в учебной деятельности студентов // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 37. С. 8.
Холодная М. А. Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход (О развитии идей В. Н. Дружинина) // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 5. С. 5-14.
Карпов А. В. Метакогнитивные способности в структуре личности // Методология современной психологии. 2015. № 5. С. 52-61.
Карпов А. А., Карпов А. В. Взаимосвязь психометрического интеллекта с организацией метакогнитивных процессов и качеств личности // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 2. С. 69-78.
Фомин А. Е., Нестерук К. А. Особенности академических стратегий у студентов с различными метакогнитивными и личностными характеристиками // Психология когнитивных процессов. 2019. № 8. С. 169-177.
Фомин А. Е. Метакогнитивный мониторинг решения заданий на проверку знаний: психологические предикторы и связь с академической успешностью // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 4. С. 33-42.
Hattie J. Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Meta-Analyses Relating to Achievement. NY: Routledge, 2008. 392 p.
Бызова В. М., Перикова Е. И., Ловягина А. Е. Метакогнитивная включенность в системе психической саморегуляции студентов // Сибирский психологический журнал. 2019. № 73. С. 126-140.
Schraw G. Dennison R.S. Assessing metacognitive awareness // Contemporary Educational Psychology. 1994. Vol. 19. P. 460-475.
Thompson V., Johnson S. C. Conflict, metacognition, and analytic thinking // Thinking and Reasoning. 2014. Vol. 20, № 2. P. 215-244.
Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. 352 с.
Lee P.-S., Hong Z.-R. Validation of an agency scale for elementary and secondary school counselors // Bulletin of Educational Psychology. 2021. Vol. 52, № 3. P. 545-570.
Etelapelto A., Vahasantanen K., Hokka P., Paloniemi S. What is agency? // Conceptualizing professional agency at work. Educational Research Review. 2013. Vol. 10. P. 45-65.
Bandura A. Self-efficacy: toward unifying theory of behavior al. change // Psychol. Rev. 1977. Vol. 84. P. 191-215.
Zimmerman B. J. Self-Efficacy: An essential motive to learn. Contemporary Educational Psychology. 2000. Vol. 25. P. 82-91.
Некрасова И. И., Чикова О. А. Познавательная активность студентов: содержание и методы измерения // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2021. № 3 (48). С. 63-68.
Каменева Г. А., Бондаренко Т. А. Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов в современных условиях информатизации образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 4. С. 172-186.
Schneider W. J., McGrew K. S. The Cattell-Horn-Carroll Theory of cognitive abilities // Contemporary intellectual assessment. Theories, tests, and issues / D. P. Flanagan, E. M. McDonough (Eds.). NY: Guilford. 2018. P. 73-163.
Шамсутдинова Т. М. Когнитивная модель траектории электронного обучения на основе цифрового следа // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 2. С. 47-54.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. 368 с.
Карпов А. А. Взаимосвязи обучаемости и метакогнитивных качеств личности // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2, № 3. С. 228-235.
Карпов А. А. Обучаемость личности как детерминанта структурной организации метакогнитивных качеств в профессиональной деятельности // Ярославский психологический вестник. 2017. № 3 (39). С. 32-35.
Плигин А. А. Обучаемость как психологический феномен и его развитие у школьников // Актуальные проблемы психологического знания. 2010. № 1 (14). С. 78-87.
Mc Nulty R. J., Floyd R. G. What does the Detroit tests of learning abilities, fifth edition measure? Revelations from a hierarchical exploratory factor analysis // Psychol Schs. 2021. Vol. 58. P. 1474-1489.
The assessment of basic learning abilities test for predicting learning of persons with intellectual disabilities: A review / G. L. Martin, J. R. Thorsteinsson, C. T. Yu, T. L. Martin, T. Vause // Behavior Modification. 2008. Vol. 32 (2). P. 228-247.
Džuka J., Kovalčíková I. Test theory and test model of latent learning abilities for children from socially disadvantaging environment // Ceskoslovenska Psychologie. 2009. Vol. 53 (3). P. 291-301.
Zaboski B. A., Kranzler J. H., Gage N. A. Meta-analysis of the relationship between academic achievement and broad abilities of the Cattell-horn-Carroll theory // Journal of School Psychology. 2018. Vol. 71. P. 42-56.
Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования. Аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / С. М. Авдеева, П. В. Гасс, Е. Ю. Карданова и др. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 52 с.
Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке? / М. А. Пинская, А. М. Михайлова, О. А. Рыдзе и др. // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 50-62.
Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST). СПб.: ИМАТОН, 2002. 80 с.
Луценко Е. Л. Адаптация теста критического мышления Л. Старки // Вісник Харк. нац. ун-ту імені В. Н. Каразіна. Сер.: Психологія. 2014. № 1110. С. 65-70.
Курунов В. В., Айнулина Н. А. Методика диагностики готовности к сотрудничеству в совместной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 5. С. 4.
Наследов А. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. 416 с.
Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. 416 с.
Мельникова М. Л., Чикова О. А., Максимова Л. А. Связь метакогнитивной включенности с индивидуальными интеллектуальными ресурсами и развитием универсальных компетенций обучающихся // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. 2022. № 2 (49). С. 55-63. - DOI 10.18323/2221-5662-2022-2-55-63.