MODEL OF THE VALUE-SEMANTIC COMPONENT IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PERSONAL CULTURE

Authors

  • Nadezhda V. Grebennikova Altai State Pedagogical University

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2025-2-68-73

Keywords:

psychological and pedagogical culture, psychological and pedagogical class, value-semantic component, value attitude, model of value-semantic component of psychological and pedagogical culture

Abstract

This article examines the concept of “psychological and pedagogical culture” and its integration into psychological science. The author focuses on developing this culture at the pre-professional stage within the framework of the work of psychological and pedagogical classes. As a key outcome, the research presents a model of the value-semantic component of the psychological and pedagogical personal culture. The proposed model makes it possible to comprehensively analyze and develop a program for the development of the value-semantic component, taking into account all its elements.

Author Biography

Nadezhda V. Grebennikova, Altai State Pedagogical University

аспирант, ведущий психолог центра психологического и социального здоровья молодежи, ассистент кафедры психологии института психологии и педагогики

References

Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие / сост. Е. В. Астапова, В. С. Басюк, Л. В. Байбородова и [др.]. М.: Академия Минпросвещения России, 2021. 392 с.

Семикин В. В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2004. 379 с.

Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдинова Г. А. Современные подходы к формированию психолого-педагогической культуры педагога: анализ проблемы // Педагогическое образование: новые вызовы и цели: VII Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов, Казань, 26-28 мая 2021 года. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2021. Ч. II. С. 290-296.

Building a framework of a supportive pedagogical culture for teaching and pedagogical development in higher education / S. Myllykoski-Laine, L. Postareff, M. Murtonen et al. // Higher Education. 2023. Vol. 85. P. 937-955. DOI 10.1007/s10734-022-00873-1.

Морозов А. А. Взаимосвязь психолого-педагогической культуры с правовым самосознанием и личностными свойствами младших офицеров // Яковлевские чтения: сборник научных статей III Межведомственной научно-практической конференция с международным участием: в 2 ч. Новосибирск: Новосибирский военный институт им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2024. С. 299-303.

Баева Е. В. К вопросу о психолого-педагогической культуре преподавателя в системе дополнительного профессионального образования // Полицейский вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2020. № 2 (3). С. 29-33.

Звездина Г. П., Чернышева Н. И. Актуальные аспекты психолого-педагогической культуры преподавателя в вузе // Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 19 ноября 2019 года. Чебоксары: Среда, 2019. С. 235-240.

Ляшенко М. С. Формирование психолого-педагогической культуры у студентов в вузе: дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород: Волжский государственный инженерно-педагогический институт, 2010. 217 с.

Верхотурова Н. В. Формирование психолого-педагогической культуры студентов вуза // Технологии социальной работы с разными группами населения: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Чита, 05-06 декабря 2019 года. Чита: Забайкальский государственный университет, 2019. С. 38-42.

Позднякова О. К. О формировании психолого-педагогической культуры будущего учителя // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 4 (24). С. 25-32.

Гребенникова Н. В. Особенности ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры личности старшеклассников // Психолого-педагогические исследования. 2024. Т. 16, № 4. С. 49-60. DOI 10.17759/psyedu.2024160404.

Гребенникова Н. В. Ценностно-смысловой компонент психолого-педагогической культуры личности старшеклассников // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14, № 6. С. 359-372. DOI 10.12731/2658-4034-2023-14-6-359-372.

Гребенникова Н. В., Холодкова О. Г. Смысловые образования личности как компонент психолого-педагогической культуры в юношеском возрасте // Молодежный вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2024. № 1. С. 95-99.

Jolliffe I. T. Principal Component Analysis. NY: Springer, 2002. 487 p.

Published

2025-06-16

Issue

Section

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред