МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Авторы

  • Надежда Викторовна Гребенникова Алтайский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2025-2-68-73

Ключевые слова:

психолого-педагогическая культура, психолого-педагогический класс, ценностно-смысловой компонент, ценностное отношение, модель ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры

Аннотация

В статье рассматривается категория «психолого-педагогическая культура». Автор анализирует ее внедрение в психологическую науку. Кроме того, автор уделяет внимание формированию психолого-педагогической культуры на допрофессиональном этапе в рамках работы психолого-педагогических классов. В результате проведенного исследования автор разрабатывает модель ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры личности. Разработанная модель позволяет комплексно анализировать и разрабатывать программу для развития ценностно-смыслового компонента с учетом всех его элементов.

Биография автора

Надежда Викторовна Гребенникова, Алтайский государственный педагогический университет

аспирант, ведущий психолог центра психологического и социального здоровья молодежи, ассистент кафедры психологии института психологии и педагогики

Библиографические ссылки

Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие / сост. Е. В. Астапова, В. С. Басюк, Л. В. Байбородова и [др.]. М.: Академия Минпросвещения России, 2021. 392 с.

Семикин В. В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2004. 379 с.

Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдинова Г. А. Современные подходы к формированию психолого-педагогической культуры педагога: анализ проблемы // Педагогическое образование: новые вызовы и цели: VII Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов, Казань, 26-28 мая 2021 года. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2021. Ч. II. С. 290-296.

Building a framework of a supportive pedagogical culture for teaching and pedagogical development in higher education / S. Myllykoski-Laine, L. Postareff, M. Murtonen et al. // Higher Education. 2023. Vol. 85. P. 937-955. DOI 10.1007/s10734-022-00873-1.

Морозов А. А. Взаимосвязь психолого-педагогической культуры с правовым самосознанием и личностными свойствами младших офицеров // Яковлевские чтения: сборник научных статей III Межведомственной научно-практической конференция с международным участием: в 2 ч. Новосибирск: Новосибирский военный институт им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2024. С. 299-303.

Баева Е. В. К вопросу о психолого-педагогической культуре преподавателя в системе дополнительного профессионального образования // Полицейский вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2020. № 2 (3). С. 29-33.

Звездина Г. П., Чернышева Н. И. Актуальные аспекты психолого-педагогической культуры преподавателя в вузе // Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 19 ноября 2019 года. Чебоксары: Среда, 2019. С. 235-240.

Ляшенко М. С. Формирование психолого-педагогической культуры у студентов в вузе: дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород: Волжский государственный инженерно-педагогический институт, 2010. 217 с.

Верхотурова Н. В. Формирование психолого-педагогической культуры студентов вуза // Технологии социальной работы с разными группами населения: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Чита, 05-06 декабря 2019 года. Чита: Забайкальский государственный университет, 2019. С. 38-42.

Позднякова О. К. О формировании психолого-педагогической культуры будущего учителя // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 4 (24). С. 25-32.

Гребенникова Н. В. Особенности ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры личности старшеклассников // Психолого-педагогические исследования. 2024. Т. 16, № 4. С. 49-60. DOI 10.17759/psyedu.2024160404.

Гребенникова Н. В. Ценностно-смысловой компонент психолого-педагогической культуры личности старшеклассников // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14, № 6. С. 359-372. DOI 10.12731/2658-4034-2023-14-6-359-372.

Гребенникова Н. В., Холодкова О. Г. Смысловые образования личности как компонент психолого-педагогической культуры в юношеском возрасте // Молодежный вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2024. № 1. С. 95-99.

Jolliffe I. T. Principal Component Analysis. NY: Springer, 2002. 487 p.

Загрузки

Опубликован

2025-06-16

Выпуск

Раздел

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред