МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2021-1-39-44Ключевые слова:
методологические подходы к обучению, психодидактика, подходы к обучению и усвоению знаний, системно-функциональный подход к обучению, системно-структурный подход к обучению, педагогический стиль мышленияАннотация
Понятие методологического подхода применительно к обучению и усвоению знаний является центральным в одной из ветвей психодидактики. Под эти подходы часто неправомерно подводятся действия, лишь внешне отражающие их отдельные стороны. Подход к обучению и усвоению знаний выходит на уровень методологии, если используется систематически и является составляющим определенной педагогической системы. Долгая и продуктивная работа в рамках даже одного конкретного методологического подхода к обучению сказывается на мышлении педагога в целом и формирует у него особый вид педагогического стиля мышления. Максимальный же педагогический эффект может быть получен при разумном комплексном использовании разных подходов к обучению.Библиографические ссылки
Пургина Е. И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. 275 с.
Ахвердиев К. Н. Основные методологические подходы в педагогике // Молодой ученый. 2010. № 6 (17). С. 308-310.
Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.
Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике. Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. 152 с.
Сериков В. В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции технологии. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 112 с.
Коршунова Н. Л. Деятельностный подход в современном образовании: сущность, проблемные зоны, перспективы реализации // Известия ВГПУ. 2014. № 2 (263). С. 55-59.
Вачков И. В. Полисубъектный подход к педагогическому взаимодействию // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 16-29.
Библер B. C. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово: АЛЕФ, 1993. 162 с.
Библер В. С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. 440 с.
Культурологический подход в теории и практике педагогического образования / под ред. И. Ф. Исаева. Белгород: Изд-во БГУ, 1999. 151 с.
Садыков Р. М., Садыкова Г. М. Этнопедагогические подходы в образовательном пространстве // Молодой ученый. 2017. № 13 (147). С. 599-601.
Антропологический подход в образовании: методологические аспекты // Материалы межвуз. науч. конф. 28 мая 1998 г. Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998. 90 с.
Фирсова А. Е. Принципы антропологического подхода в теории и практике современного образования // Философия образования. 2013. № 3 (48). С. 147-156.
Вахитова Г. Х. Психолого-педагогические аспекты компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования // Вестник Томского педагогического университета. 2011. Вып. 10 (112). С. 9-13.
Крутский А. Н. Психодидактика, ее структура и функции // Психодидактика: сборник избранных материалов первой Всероссийской научно-практической конференции «Психодидактика высшего и среднего образования (Барнаул, январь 1996 г.). Барнаул, 1997. С. 3-7.
Косихина О. С. Системно-структурный подход к усвоению знаний: учеб. пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. 230 с.
Разумовский В. Г., Майер В. В. Физика в школе. Научный метод познания и обучение. М.: ВЛАДОС, 2004. 463 с.
Зорина Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. 128 с.
Усова А. В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: избранное. Челябинск: Изд-во ЧГПУ. 2000. 221 с.
Линник М. И. Формирование системы учебных умений на основе методологических знаний физики: дис.. канд. пед. наук. М., 1985. 189 с.
Майкова О. И. Гуманитарный стиль мышления: недостаток или преимущество при изучении точных наук // Образование и наука. 2007. № 5 (47). С. 22-33.