ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ: СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2021-3-63-68Ключевые слова:
активность личности, познавательная активность студентов, деятельность, потенциальная активность, реальная активность, реализованная активностьАннотация
Представлены результаты исследования современного состояния проблемы познавательной активности студентов, рассмотрены основные результаты отечественных и зарубежных ученых по изучению содержания дефиниции «познавательная активность студентов». На основе выделенных уровней активности: потенциальная, реальная и реализованная, разработана методика измерения уровней познавательной активности студентов, которая позволяет определить динамику формирования познавательной активности студентов.Библиографические ссылки
Крашенинников В. В., Круглова Н. Р., Некрасова И. И. Познавательная активность студентов и педагогический мониторинг качества на факультете технологии и предпринимательства. Новосибирский государственный педагогический университет: монография. Новосибирск, 2007. 108 с.
Каменева Г. А., Бондаренко Т. А. Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов в современных условиях информатизации образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 4. С. 172-186.
Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. C. 54.
Cognitive Activity: Philosophical Analysis, Psychological and Pedagogical Characteristics / E. Korobova, I. Kardovich, M. Konysheva, D. Mironova // SHS Web of Conferences. 2018. Vol. 50.
Болгар Н. Н., Соловьев Т. В. Познавательная активность студентов в системе СПО как показатель качества // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 69-72.
Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. С. 57-58.
Коверец Е. С. Профессионально-познавательная активность у студентов педагогических и непедагогических специальностей // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2020. № 20-3. С. 128-136.
Зеер Э. Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 194 с.
Николаев А. Н. Познавательная активность студентов педагогических вузов и ее психологические факторы // Вестник Псковского государственного университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2015. № 1. С. 166-172.
Федорович Н. Я. Познавательная активность личности студента как педагогический феномен // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер.: Педагогические науки. 2010. № 11. С. 61-66.
Чураков М. В. Формирование познавательной активности подростков в системе дополнительного образования: На примере деятельности археологической секции: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2000. 194 с.
Алтухова М. А. Структурно-динамическая модель познавательной активности студента в контексте формирования информационных компетенций // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 14-18.
Поштарева Т. В., Грибова Е. П. Структура познавательной активности личности // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1.
Are motivational benefits of adequately challenging schoolwork related to students’ need for cognition, cognitive ability, or both? / J. Lavrijsen, F. Preckel, P. Verachtert, M. Vansteenkiste, K. Verschueren // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 171. № 110558.
Ackerman P. L. A theory of adult intellectual development: Process, personality, interests, and knowledge // Intelligence. 1996. Vol. 22, № 2. P. 227-257.
Von Stumm S., Ackerman P. L. Investment and intellect: A review and meta-analysis // Psychological Bulletin, 2013. Vol. 139, № 4. P. 841-869.
Schneider W. J., McGrew K. S. The Cattell-Horn-Carroll Theory of cognitive abilities // Flanagan D. P., McDonough E. M. (Eds.) Contemporary intellectual assessment. Theories, tests, and issues. New York: Guilford, 2018. Р. 73-163.
Preckel F., Strobel A. Grundschul-NFC: Eine Skalazur Erfassung von Need for Cognition bei Grundschulkindern // Elementary school NFC: A scale for the assessment of need for coginition in coginition in elementary school children. Trier: Unpublishedresearchinstrument, 2011.
Understanding school subject preferences: The role of trait interests, cognitive abilities and perceived engaging teaching / J. Lavrijsen, T. J. G. Tracey, P. Verachtert, T. De Vroede, B. Soenens, K. Verschueren // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 174, № 110685.
Drew Need for cognition is related to higher general intelligence, fluid intelligence, and crystallized intelligence, but not working memory / B. D. Hill, J. D. Foster, E. M. Elliott, J. T. Shelton, J. McCain, W. Gouvier // Journal of Research in Personality. 2013. Vol. 47. P. 22-25.
Sameor Different? Clarifying the Relationship of Need for Cognition to Personality and Intelligence / M. Fleischhauer, S. Enge, B. Brocke, J. Ullrich, A. Strobel // Personality and Social Psychology Bulletin. 2010. Vol. 36, № 1. P. 82-96.
Некрасова И. И. Взаимосвязь общего и профессионального образования в формировании познавательной активности студентов: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2004. 229 с.