АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Авторы

  • Галина Юрьевна Лизунова Горно-Алтайский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-3937-227X
  • Ирина Анатольевна Таскина Горно-Алтайский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2022-2-69-75

Ключевые слова:

младшие подростки, жестокое обращение, арт-терапия, психолого-педагогические условия, психолого-педагогическое сопровождение, «группа риска», психологические особенности, уровень тревожности

Аннотация

В статье рассматривается возможность использования арт-терапии в работе с младшими подростками, пережившими жестокое обращение. Авторами приводятся различные взгляды на определение понятий «арт-терапия» и «жестокое обращение». Авторы указывают на актуальность и эффективность применения арттерапевтических методов при создании психолого-педагогических условий развития и укрепления психического здоровья обучающихся. Представлены результаты исследования психологических особенностей, уровня тревожности младших подростков, переживших жестокое обращение, проведенного на базе городских школ Республики Алтай. Кроме того, авторами статьи описаны особенности составленной и апробированной программы занятий с использованием арт-терапии с детьми, пережившими жестокое обращение, проанализирована ее эффективность.

Биографии авторов

Галина Юрьевна Лизунова, Горно-Алтайский государственный университет

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы

Ирина Анатольевна Таскина, Горно-Алтайский государственный университет

кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики, психологии и социальной работы

Библиографические ссылки

Число зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (дата обращения: 05.04.2022).

Сафонова Т. Я. Роль специализированного центра в оказании комплексной помощи детям, подвергшимся жестокому обращению. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2004/n1/Safonova.shtml (дата обращения: 05.04.2022).

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413). URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b8 0ff01d34be16ce9bafc6e0/#friends (дата обращения: 13.02.2022).

Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2021. 192 с.

Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия для детей и подростков. URL: https://vk.com/doc117151223_584331847?hash=2db7ff40f30278fbd2&dl=54fb1a2fc3aed70ed3 (дата обращения: 14.02.2022).

Забара Л. И., Якина Л. Н. Арт-терапия как инновационная технология социально-педагогической деятельности с детьми: к проблеме теории и методологии. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-kak- innovatsionnaya-tehnologiya-sotsialno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-s-detmi-k-probleme-teorii-i-metodologii (дата обращения: 14.02.2022).

Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. М.: РБФ НАН, 2010. 286 с.

Kempe C. H., Silverman F. N., Steele B. F. The battered child syndrome // JAMA. 1962. № 181. P. 17-24.

Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям / под ред. Т. Я. Сафоновой, Е. И. Цымбала. М., 2001. 122 с.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 1999. 384 с.

Лизунова Г. Ю., Таскина И. А. Формирование психологической безопасности образовательной среды (на примере школы Республики Алтай). URL: https://vestnik.guu.ru/jour/article/view/2494/1893 (дата обращения: 15.02.2022). https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-10-180-186.

Загрузки

Опубликован

2022-06-24

Выпуск

Раздел

Псих. науки: Педагогическая псих., психодиагностика цифр. образовательных сред