АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы

  • Оксана Николаевна Жердева Алтайский государственный технический университет им И.И. Ползунова
  • Ольга Артуровна Поволоцкая Алтайский государственный университет
  • Юрий Вадимович Горбунов Алтайский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2022-4-54-62

Ключевые слова:

мотивация, мотив, мотивационное поле, образовательный процесс, структурыне компоненты мотивации, учебная мотивация, факторы, определяющие учебную мотивацию

Аннотация

Снижение мотивации у обучающихся вузов является важным фактором, препятствующим повышению эффективности образовательной деятельности. В статье авторы исследуют причины, затрудняющие формирование стойкой мотивации у студентов, посредством проведения анкетирования. В ходе исследования были получены данные, свидетельствующие о наличии высокой первоначальной мотивации к обучению в вузе, однако в ходе обучения большинство опрошенных отмечают ее снижение. В результате анализа авторы приходят к выводу, что для формирования стойкой мотивации к обучению у студентов необходим комплекс мероприятий, воздействующих на все ее основные факторы.

Биографии авторов

Оксана Николаевна Жердева, Алтайский государственный технический университет им И.И. Ползунова

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Ольга Артуровна Поволоцкая, Алтайский государственный университет

доцент кафедры экономики и эконометрики

Юрий Вадимович Горбунов, Алтайский государственный университет

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Библиографические ссылки

Российская педагогическая энциклопедия. URL: http://rus-pedagog-enc.slovaronline.com (дата обращения: 15.01.2022).

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2012. 512 с.

Мешков Н. И., Мешков Д. Н. Мотивация личности как ключевая проблема психологии // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 1. С. 37-43.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.

Левин К. Теория поля в социальных науках. М.: Академический проект, 2019. 314 с.

Загрина Н. А. Вклад академика И. П. Павлова в психологическую науку. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_6_17/nomer/nomer21.php (дата обращения: 22.02.2022).

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 130 с.

Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации. Воронеж: МОДЭК; М.: Институт практической психологии, 1998. 304 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. 720 с.

Уткин Э. А. Основы мотивационного менеджмента. М.: ЭКМОС, 2000. 352 с.

Зайцев Г. Г. Управление персоналом: учеб. пособие. СПб.: Северо-Запад, 1998. 230 с.

Цветкова Р. И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления: специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: автореф. дис.. д-ра психол. наук. Иркутск, 2007. 48 с.

Pekrun R. The Control-Value Theory of Achievement Emotions: Assumptions, Corollaries, and Implications for Educational Research and Practice // Educational Psychology Review. 2006. Vol. 18, № 4. P. 315-341.

Weiner B. An attributional theory of motivation and emotion // Behaviorism. 1988. Vol. 16. № 2. P. 167-173.

Locke E. A., Latham G. P. Building a practically useful theory of goal setting and task motivation: A 35-year odyssey // American Psychologist. 2002. Vol. 57, № 9. P. 705-717.

Markus H. R., Nurius P. Possible selves // American Psychologist. 1986. Vol. 41, № 9. P. 954-969.

Hidi S., Renninger K. A. The Four-Phase Model of Interest Development // Educational Psychologist. 2006. Vol. 41, № 2. P. 111-127.

Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 480 с.

Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1979. 160 с.

Гигаури Д. И., Гуторов В. А. Youtube-блогеры как лидеры общественного мнения молодежи: новые технологии формирования идентичности в современном виртуальном пространстве // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 3 (60). С. 51-58.

Подосокорский Н. Н. Эволюция Юрия Дудя: от популярного блогера до общественного деятеля // Наука телевидения. 2020. № 16.4. С. 65-82.

Загрузки

Опубликован

2022-12-05

Выпуск

Раздел

Псих. науки: Педагогическая псих., психодиагностика цифр. образовательных сред