РЕФЛЕКСИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2023-2-14-18Ключевые слова:
рефлексия, профессиональное саморазвитие, дополнительное профессиональное образование, современный педагог, индивидуальная рефлексивная картаАннотация
В статье актуализируется проблема профессионального саморазвития педагога в современных динамично изменяющихся условиях, поставлена цель и обосновывается, что рефлексия является одним из средств для профессионального саморазвития педагога. Основными методами исследования данной проблемы являются анализ, осмысление теоретических источников и обобщение опыта. Автором предпринята попытка определения (рабочего) понятия «индивидуальная рефлексивная карта», доказывается и сделан вывод о том, что необходима разработка индивидуальных рефлексивных карт для более глубокого осознания (рефлексии) педагогом собственной профессиональной деятельности.Библиографические ссылки
Фейдл Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: компетенции, которые нужны для успеха. М.: Skolkovo, 2016. 210 с.
Боброва И. А., Чурсинова И. А. Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2016. Т. 2, № 1. С. 58-65.
Давыдов В. В., Зак А. В. Уровень планирования как условие рефлексии // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1987. С. 43-48.
Слободчиков В. И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1987. С. 60-68.
Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35
Сизикова Т. Э., Волошина Т. В., Повещенко А. Ф. Обзор исследований рефлексии в психологии. Педагогическая рефлексия // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 98-110. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1500 (дата обращения: 27.09.2022).
Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова и др.; под общ. ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. 4-е изд. М.: Академия, 2008. 336 с.
Cruickshank D. R., Kennedy J., Williams J., Holton J., Deborah E. Evaluation of Reflective Teaching Outcomes // The Journal of Educational Research. 1981. Vol. 75, No 1. P. 26-32.
Rogers C. R., Freiberg H. J. Freedom to Learn (3-rd edition). New York; Oxford; Singapore; Sydney: Maxwell Macmillan International, 1994. 406 p.
Халудорова Л. Е. Рефлексивное мышление в контексте гуманитаризации дополнительного профессионального образования // Вестник образования БРИОП. 2019-2020. № 04-05 (01). С. 23-31. URL: http://briop.ru/index.php/servisy/vestnik-gau-dpo-rb-briop (дата обращения: 09.01.2023).