АНАЛИЗ СОВОКУПНОСТИ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2023-3-7-13Ключевые слова:
профессиональная подготовка, оздоровительная деятельность, здоровье, здоровьесберегающее образование, здоровьесбережение, компетентностный подход, компетенция, компетентность, здоровьесберегающая компетентностьАннотация
В статье рассматриваются результаты исследования, направленные на изучение мотивационных установок студентов - будущих педагогов ДОУ в отношении здорового образа жизни. Обоснована актуальность проблемы формирования здоровьесберегающей компетентности у будущих педагогов дошкольных образовательных организаций, представлены ее теоретико-методологические основы. Проведен анализ отдельных компонентов здоровьесберегающей компетентности студентов в качестве обязательного условия их подготовки в университете с целью последующей деятельности в качестве педагогов в области дошкольного образования.Библиографические ссылки
Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2020 г. № 8. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73421912 (дата обращения: 07.07.2023).
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. URL: http://www.minsport.gov.ru/2020/docs/new%20files/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8%202030/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5,%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 07.07.2023).
Рыбина И. Р. Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность» // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 3 (66). С. 258-262.
Лукашин Ю. В., Черняева Т. Н. Теория и методика формирования здоровьесберегающей компетентности студентов медицинских вузов: монография. М.: Перо, 2020. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44838903_83952767.pdf (дата обращения: 07.07.2023).
Кузнецов А. В., Мамакина И. А. Формирование здоровьесберегающей компетентности как методологическая стратегия прикладной физической подготовки в вузе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2020. № 6. С. 49-55.
Абакумова Ю. Г. Ресурсы и возможности здоровьесберегающих педагогических технологий, влияющих на формирование здоровьесберегающей компетентности будущего педагога // Наука-2020. 2021. № 2 (47). С. 149-153.
Овчаренко Е. Н. Формирование здоровьесберегающей компетентности будущих педагогов дошкольного образования // Вестник Донецкого национального университета. Сер. Б: Гуманитарные науки. 2019. № 3. С. 171-177.
Мурованая Н. Н., Слепченко Е. Л. Здоровьесберегающая компетентность будущего специалиста в области дошкольного образования: сущность и структура понятия // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога : материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2018. С. 36-41.
Кочура А. С., Матушанский Г. У. Разработка структурно-функциональной модели формирования здоровьесберегающей компетенции студентов вуза // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 11-1. С. 150-155.
Вовк Е. В. Аксиологический компонент профессионализма будущего педагога // Педагогический вестник. 2018. № 2. С. 13-15.
Шопина Л. П. Аксиологическая компонента в системе художественно-эстетического воспитания школьников // Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей: традиции и новаторство: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Липецк, 2019. С. 38-39.
Чеботарева И. В. Формирование аксиологического компонента духовно-нравственных основ профессионального поведения будущих педагогов дошкольного образования // Вестник Академии гражданской защиты. 2019. № 4 (20). С. 91-95.
Красноперова Н. А. Мотивационный компонент в структуре формирования здорового образа жизни студентов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2014. Т. 11, № 4. С. 109-117.
Добрынин И. М., Шемятихин В. А. Модель поэтапной подготовки к формированию устойчивой мотивации здорового образа жизни у молодежи // Здоровье семьи - 21 век. 2015. № 2 (2). С. 25-36.
Гарипова А. В. Мотивация здорового образа жизни студентов // Форум молодежной науки. 2020. Т. 1, № 3. С. 7-13.
Салько С. В. Формирование умений здорового образа жизни у студентов медицинского колледжа в индивидуальной и профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2006. 22 с.
Соколенко Е. И. Формирование ценностного отношения к здоровью как педагогическая проблема: монография. Луганск: Луганский национальный пед. ун-т им. Тараса Шевченко, 2006. 197 с.
Мешкова Л. М., Гайнуллина Т. М. Формирование гносеологического компонента основы профессиональной подготовки студентов технического вуза при изучении естественнонаучных дисциплин // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2013. № 3. С. 56-60.
Воронин Д. Е. Основы процесса формирования здоровьесберегающей компетентности студентов в процессе занятий физической культурой // Формирование общероссийской гражданской идентичности: социально-экономический аспект: сборник научных трудов / под ред. И. Ш. Мухаметзянова. М., 2016. С. 30-34.
Леван Т. Н. Развитие информационной культуры и медиаграмотности студентов педагогического вуза как способ повышения их здоровьесберегающей компетентности // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Информатика и информатизация образования. 2013. № 2 (26). С. 38-44.
Давлетшина Р. М. Личностно-деятельностный компонент отношения студентов к своему здоровью // Среднее профессиональное образование. 2015. № 4. С. 17-20.
Аникеева Н. Г. Формирование здоровьесберегающей компетенции студентов при профессиональной подготовке в вузе (на материале дисциплины «Физическая культура»): автореф. дис. … канд. пед. наук. Тула, 2009. 25 с.
Артеменко Б. А., Пермякова Н. Е., Кострюкова Л. А. Подготовка будущих работников дошкольного образования к оздоровительной работе с детьми // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 5 (171). С. 7-28.
Ясинский А. А., Хайруллин И. Т. Здоровьесберегающая среда в вузе // Вопросы педагогики. 2022. № 5-1. С. 431-434.