ОТ МЕДИАГРАМОТНОСТИ К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Авторы

  • Маргарита Алексеевна Юрченко Сибирский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
  • Екатерина Николаевна Бойко Сибирский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2024-2-42-49

Ключевые слова:

медиаграмотность, информационная безопасность студентов, междисциплинарность, критическое мышление, цифровизация

Аннотация

Авторы фокусируются на формировании навыков индивидуальной информационной безопасности студентов высшей школы в связи с интенсификацией взаимодействия обучающихся с различными видами и формами неправдивого контента. В статье теоретически обоснована разработанная педагогическая технология и представлены учебно-методические разработки. Представлен дизайн и результаты апробации (Модуль 1,2 технологии) с участием студентов бакалавриата в Сибирском институте управления РАНХиГС (N = 147), представляющей собой полноценную верификацию на основе авторских критериев классификации, отобранного комплекса технических средств, рекомендаций по выявлению когнитивных искажений.

Биографии авторов

Маргарита Алексеевна Юрченко, Сибирский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры иностранных языков и лингводидактики

Екатерина Николаевна Бойко, Сибирский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и лингводидактики

Библиографические ссылки

Adamides E., Karacapilidis N. Information technology for supporting the development and maintenance of open innovation capabilities // Innovation & Knowledge. 2020. Vol. 5. P. 29-38. URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.jik.2018.07.001 (date of request: 27.02.2024).

Algorithmic bias in data-driven innovation in the age of AI / S. Akter, G. McCarthy, S. Sajib, K. Michael, Y. K. Dwivedi, J. D’Ambra, et al. // International Journal of Information Management. 2021. 60. 102387. URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2021.102387 (date of request: 27.02.2024).

Artificial Intelligence (AI): Multidisciplinary perspectives on emerging challenges, opportunities, and agenda for research, practice and policy / Y. K. Dwivedi, L. Hughes, E. Ismagilova, G. Aarts, C. Coombs, T. Crick, et al. // International Journal of Information Management. 2021. 57. 101994. URL: https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2019.08.002 (date of request: 27.02.2024).

Adams D., Hamm M. Literacy in a Multimedia Age. Norwood, MA: Christopher-Gordon Pub, 2001. 199 p.

Hobbs R. Reading the Media in High School: Media Literacy in High School English (Language and Literacy Series). Italy: Teachers College Press, 2008. 208 p.

Silverblatt A., Eliceiri E. M. E. Dictionary of media literacy. UK: Bloomsbury Academic, 1997. 234 p.

Media Literacy: A Reader. Ed. Donaldo Pereira Macedo. Austria: Peter Lang, 2007. 710 p.

Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во «Кучма», 2004. 340 c.

Федоров А. В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Изд-во «Кучма», 2007. 228 с.

Бушев А. Б. Медиаграмотность в системе новых медиа // Культура: теория и практика. 2019. 4 (31). С. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediagramotnost-v-sisteme-novyh-media (дата обращения: 27.02.2024).

Vraga E. K., Tully M. News literacy, social media behaviors, and skepticism toward information on social media // Information, Communication & Society. 2018. 24. P. 150-166. URL: http://dx.doi.org/10.1080/1369118X.2019.1637445 (date of request: 27.02.2024).

Bruchmann K., Vincent S., Folks A. Political bias indicators and perceptions of news // Frontiers in Psychology. 2023. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1078966 (date of request: 27.02.2024).

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25.03.2021 г. URL: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/n21/076/44/pdf/n2107644.pdf?token=nPG6gWD2z06PNWb0Zp&fe=true (дата обращения: 27.02.2024).

Тема 2023 года: Медийная и информационная грамотность в цифровом пространстве: коллективная глобальная повестка дня // Организация объединенных наций. URL: https://www.un.org/ru/observances/media-informationliteracy-week (дата обращения: 27.02.2024).

Се Ш., Фэй Ц., Линь Ц. Повышение уровня медиаграмотности китайских студентов в эпоху «постправды» // Инновации в науке. 2019. № 2 (90). C. 19-22.

Why Do You Trust News? The Event-Related Potential Evidence of Media Channel and News Type / F. Bonai, L. Sifang, P. Guanxiong, W. Yufei, Zh. Lian // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.663485 (date of request: 27.02.2024).

Fiske S. T., Taylor S. E. Social Cognition: From Brains to Culture. London: SAGE Publications Limited, 2016. 632 p.

Нance P. Thinking in the classroom: A survey of programs. New York: Teachers College, Columbia University, 1986. 164 p.

Ziguang Y. English as a Foreign Language Teachers’ Critical Thinking Ability and L2 Students’ Classroom Engagement // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.773138 (date of request: 27.02.2024).

Snopes: [сайт]. URL: https://www.snopes.com/(date of request: 27.02.2024).

Truth or Fiction: [сайт]. URL: https://www.truthorfiction.com/(date of request: 27.02.2024).

Fact Check: [сайт]. URL: https://www.factcheck.org/(date of request: 27.02.2024).

AFP Factuel: [сайт]. URL: http://www.factuel.afp.com/ (date of request: 27.02.2024).

Fake Off: [сайт].URL: https://20minutes.fr/societe/desintox/(date of request: 27.02.2024).

HoaxBuster: [сайт]. URL: https://www.hoaxbuster.com/(date of request: 27.02.2024).

Vrai ou Fake: [сайт]. URL: https://francetvinfo.fr/vrai-ou-fake/(date of request: 27.02.2024).

Info ou Intox: [сайт]. URL: http://www.france24.com/fr/%C3%A9missions/info-intox/ (date of request: 27.02.2024).

CheckNews: [сайт]. URL: https://www.liberation.fr/checknews/(date of request: 27.02.2024).

Faktenfuchs: [сайт]. URL: https://www.br.de/nachrichten/faktenfuchs-faktencheck,QzSIzl3 (date of request: 27.02.2024).

Faktenfinder: [сайт]. URL: https://www.tagesschau.de/faktenfinder (date of request: 27.02.2024).

Correctiv.Faktencheck: [сайт]. URL: https://correctiv.org/faktencheck/(date of request: 27.02.2024).

TinEye: [сайт]. URL: https://tineye.com/(mode of access: 27.02.2024).

Geotag Photos Online: [сайт]. URL: https://tool.geoimgr.com/(date of request: 27.02.2024).

Pic 2 Map: [сайт]. URL: http://www.pic2map.com/ (date of request: 27.02.2024).

Reverse Image Search: [сайт]. URL: https://www.duplichecker.com/reverse-image-search.php (date of request: 27.02.2024).

YouTube Data Viewer: [сайт]. URL: https://ytlarge.com/youtube/video-data-viewer/(date of request: 27.02.2024).

InVid Project: [сайт]. URL: https://www.invid-project.eu/(date of request: 27.02.2024).

Mapchecking: [сайт]. URL: https://www.mapchecking.com/(date of request: 27.02.2024).

Flightradar24: [сайт]. URL: https://www.flightradar24.com/54.90,83.03/6 (date of request: 27.02.2024).

WebMii: [сайт]. URL: https://www.webmii.com/(date of request: 27.02.2024).

Морозова А. А. Достоверность информации в социальных сетях и критерии ее верификации (на примере «ВКонтакте») // Вестник ЧелГУ. 2017. № 6 (402). С. 75-83.

Загрузки

Опубликован

2024-06-14

Выпуск

Раздел

Педагогические науки: Методология и технология профессионального образования